|
Из истории утверждения унии на Западной Руси.
С интронизацией Петра Могилы на православной Киевской
митрополичьей кафедре в 1633 г. Православная Церковь в Речи
Посполитой, поставленная вне закона после Брестской унии и жестоко
утесняемая, вновь была легализована. Король Владислав IV признал за
православными право иметь митрополита Киевского и четырех епископов:
Львовского, Луцкого, Перемышльского и Мстиславского.
|
|
После этого нормальное течение церковной жизни в Малороссии в целом было
восстановлено трудами св. Петра Могилы и его ближайших подвижников.
Лояльность в отношении королевской власти, с одной стороны, и
верность Православию - с другой, позволили митрополиту Петру
привести возглавляемую им Православную Церковь Западной Руси в
цветущее состояние.
Однако период могилянского процветания, продолжавшийся полтора
десятилетия, завершается с кончиной великого Киевского
первосвятителя, которое по времени практически совпало с началом
войны, которую в середине XVII в. повело с Речью Посполитой
возглавляемое гетманом Богданом Хмельницким казачество. Ее итогом
стало воссоединение Малороссии с Московским государством. И хотя
правобережные области Украины так и не смогли освободиться от
польского господства, на Левобережье был установлен новый
государственный порядок - гетманское правление под верховной властью
Московского государя. В новых условиях несмотря на продолжение смуты
среди казачьей старшины церковная жизнь на Левобережной Украине
стабилизировалось, и какие-либо попытки экспансии со стороны
римо-католиков и униатов были здесь полностью устранены. После
перехода Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольского
Патриархата под омофор Патриарха Московского и всея Руси в 1685-1687
гг. положение Православной Церкви в Левобережной Малороссии
окончательно нормализовалось.
Однако ситуация в западных епархиях Киевской митрополии,
находившихся в пределах Речи Посполитой, оставалась довольно
сложной. После того, как ведущий в XVII в. центр церковной жизни
Малороссии - Киев, а также основные силы казачества оказались за
пределами Польского государства, их влияние на церковную жизнь
западных православных епархий значительно ослабло. Сказывалось также
и количественное уменьшение православного населения в пределах Речи
Посполитой. Отношение к нему со стороны католических властей после
казацких войн стало еще более нетерпимым. Все эти обстоятельства
привели в последней четверти XVII столетия к тому, что королевская
администрация вновь активизировала попытки насадить унию среди
подконтрольных ей православных русинов. Первоначально король Ян III
Собесский (1674 - 1696 гг.) возлагал большие надежды на
возобновление диалога между православными и униатами, однако
переговорный процесс так и не принес ожидаемых результатов.
Одновременно король использует и другую тактику: на православные
епископские кафедры он поставляет священнослужителей, склонных к
переходу в католичество, намереваясь через них насадить унию
"сверху". Так, вскоре после своего восшествия на престол Собесский
утвердил епископом Львовским давно боровшегося за эту кафедру Иосифа
Шумлянского, который уже в 1677 г. тайно принял унию и принес
присягу униатскому митрополиту Киприану Жоховскому (возглавлял
униатскую Киевскую митрополию в 1674-1693 гг.). На Мстиславскую
кафедру король провел другого тайного приверженца униатства -
слуцкого архимандрита Феодосия Василевича. Перемышльским епископом в
1679 г. с подачи Шумлянского был назначен готовый к соединению с
Римом Иннокентий Винницкий. В 1681 г. Шумлянский и Винницкий
подтвердили свою присягу на верность Риму в присутствии папского
нунция и униатского митрополита.
Однако целое десятилетие ушло у Винницкого на то, чтобы подготовить переход православной
Перемышльской епархии в унию и открыто объявить об этом.
Определенное затруднение в этом вопросе было вызвано и тем
обстоятельством, что к этому времени уже существовала униатская
Перемышльская епархия, возглавляемая епископом Иоанном Малаховским,
которую предстояло соединить с паствой Иннокентия Винницкого.
Проблема в конце концов была решена в 1691 г., когда Собесский
настоял на переводе Малаховского на вдовствующую Холмскую униатскую
кафедру, и Винницкий встал во главе униатской Перемышльской епархии,
вобравшей в себя с этого времени и православные приходы. К 1694 г.
епископу Иннокентию удалось сломить сопротивление последних
противников унии в своей епархии и утвердить униатство в
Перемышльской области.
|
|
Иосиф Шумлянский также не сразу открыто объявил о своем переходе
в юрисдикцию Рима. Долгое время он продолжал поддерживать сношения с
патриархом Московским и всея Руси Адрианом, лицемерно убеждая его в
своей верности Православию. Шумлянский даже выступил с проектом
возобновления Галицкой православной митрополии, которая была бы
независимой от Киевской и находилась в юрисдикции Московского
Патриархата. В то же время король Ян Собесский и католические
иерархи оказывали на Львовского епископа сильное давление, побуждая
его открыто заявить о своем переходе в унию. В 1694 г. Шумлянский
собрал во Львове епархиальный собор, на который прибыли также и
представители католической стороны. Несмотря на то, что Львовский
епископ на этом собрании призывал свою паству к соединению с Римом,
ему был дан решительный отпор: против унии наиболее резко выступили
православные монахи и шляхта. Это возымело свое действие -
Шумлянский вновь отложил свое намерение принять унию и стал
поддерживать отношения с православным Киевским митрополитом
Варлаамом Ясинским. Чтобы принудить епископа Иосифа к окончательному
переходу в униатство, католики решились в 1697 г. обнародовать акт
католического исповедания веры, подписанный Шумлянским. После этого
от него, как от предателя, отвернулись многие православные верующие.
Власти Речи Посполитой положили конец колебаниям Иосифа, запретив
ему войти в управление приходами освобожденной от турок по
Карловецкому миру Подолии, входившей в состав его епархии, но
временно переданной под начало униата Иннокентия Винницкого.
Стремясь сохранить свой контроль над Подолией, Шумлянский наконец
согласился открыто объявить о своем переходе в юрисдикцию Рима, что
и было им сделано в Варшаве в 1700 г.
Вскоре после своего совращения в унию Иосиф Шумлянский принудил
последовать за ним большинство приходов своей Львовской и
Каменец-Подольской епархии. Однако решительное сопротивление
епископу оказали Львовское Успенское Старопигиальное братство и
монастыри Галиции. Львовское братство продолжало борьбу с унией до
1708 г., когда сопротивление братчиков было сломлено, главным
образом, экономическими мерами. Братство к этому времени было
практически разорено: его доходы от книжной торговли резко упали
после открытия Шумлянским новой, униатской, типографии при
Свято-Юрском соборе в то самое время, когда выплата гигантской
контрибуции, наложенной на Львов шведским королем Карлом XII, тяжким
бременем легла на братскую казну.
Еще дольше, чем братчики, противилось введению унии православное
монашество Галиции. Монастырь в Словите хранил верность Православию
до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению
унии до 1721 г. Манявский скит в Карпатских горах сумел продержаться
до 1786 г. Монастырь это так никогда и не был совращен в унию - его
упразднил своим приказом император Иосиф II после того, как Галиция
вошла в состав империи Габсбургов.
Вслед за Львовской перешла в юрисдикцию папского Рима и Луцкая
православная епархия. По проискам Иосифа Шумлянского из Луцка был
вынужден бежать на Левобережье, под защиту гетмана Самойловича,
епископ Гедеон (князь Святополк-Четвертинский), ставший в 1685 г.
первым митрополитом Киевским и Галицким в юрисдикции Московского
Патриархата. После этих событий на Луцкую кафедру король Ян
Собесский поставил родного брата Иосифа Шумлянского - Афанасия,
который также тайно принял унию. Тем не менее вплоть до своей
кончины в 1694 г. Афанасий так и не смог привести свою епархию к
единству с Римом (о том, что сам Луцкий епископ остался верен
принесенной папе присяге, свидетельствует факт его предсмертной
исповеди своему брату - доминиканскому монаху Даниилу
Шумлянскому).
После кончины Афанасия Шумлянского клирики и миряне Луцкой
епархии избрали новым епископом волостного писаря Димитрия
Жабокрицкого, имевшего репутацию человека строго православных
убеждений. Жабокрицкий, однако, имел каноническое препятствие к
рукоположению - он был женат на вдове. Тем не менее, Димитрий
развелся с супругой и принял пострижение с именем Дионисий (его
супруга отказалась стать монахиней). В конце концов эти личные
обстоятельства Жабокрицкого стали одной из причин его уклонения в
унию. Дионисий обратился за посвящением в сан к православному
митрополиту Киевскому Варлааму Ясинскому. Митрополит счел, что
несмотря на препятствие, для Дионисия можно сделать исключение,
рукоположив его в епископский сан. Но самостоятельно решить этот
вопрос Варлаам, управлявший Киевской митрополией целиком
самостоятельно, все же побоялся. Он обратился к патриарху
Московскому и всея Руси Адриану за диспенсацией для Дионисия.
Киевские богословы из Могилянской коллегии направили в Москву
составленную ими каноническую справку, в которой обосновывалась
возможность диспенсации по соображениям крайней необходимости -
ввиду сложного положения Православной Церкви в Речи Посполитой. За
Жабокрицкого перед патриархом Адрианом также хлопотал московский
посол в Варшаве Борис Михайлов.
Однако Московский патриарх не решился самостоятельно определить,
допустимо ли рукоположение Дионисия. Адриан обратился к Восточным
патриархам за советом. Из Константинополя пришел отрицательный
ответ. Досифей Иерусалимский также прислал послание, в котором
говорил о недопустимости хиротонии Жабокрицкого и советовал избрать
нового кандидата на Луцкую кафедру. Дионисий не пожелал смириться с
таким решением и обратился за помощью к православному архиерею из
Закарпатья - епископу Мармарошскому Иосифу Стойке, который находился
в юрисдикции Константинопольского патриарха и имел достоинство
экзарха. Иосиф совершил в 1696 г. диаконскую и пресвитерскую
хиротонии Дионисия и возвел его в сан архимандрита, действуя при
этом скорее всего без согласования с Константинопольским патриархом.
Узнав о рукоположении Дионисия, патриарх Адриан запретил его в
служении.
Обида на православных патриархов и стремление любой ценой стать
архиереем толкнули Жабокрицкого на путь измены Православию. Уже в
1697 г. сын Дионисия, представлявший на Сейме в Варшаве брацлавскую
шляхту, провел тайные переговоры с папским нунцием относительно
перехода нареченного епископа Луцкого в унию и возможности его
хиротонии в униатской церкви. В 1700 г. аналогичные переговоры с
нунцием вел уже сам Дионисий. К делу присоединения Луцкой епархии к
унии в это время подключился иезуит Вота, который перед тем активно
способствовал водворению унии в Перемышльской и Львовской епархиях.
В начале 1701 г. Жабокрицкий прекращает всякие сношения с
митрополитом Варлаамом Ясинским, а также с царем Петром и гетманом
Мазепой. В конце 1701 г. Дионисий созывает в Луцке епархиальный
собор, на котором принимается решение о соединении Луцкой епархии с
Римом. После этого Жабокрицкий провел переговоры с униатским
митрополитом Киевским Львом Заленским (1694 - 1708 гг.), который с
легкостью пошел навстречу Жабокрицкому в деле разрешения его
канонических трудностей с рукоположением - 9 апреля 1702 г.
Заленский совершил епископскую хиротонию Дионисия. За свою измену
Православию Жабокрицкий был щедро награжден: король Август II
даровал Дионисию право назначать настоятелей тех монастырей и
приходов, которые отказались принять унию, не только на территории
Луцкой епархией, но и по всей Правобережной Украине и Польше.
Разумеется, это право было реализовано в интересах дальнейшего
насаждения унии на Волыни и Правобережье в целом. Дальнейшая судьба
Жабокрицкого сложилась плачевно - за свою измену Православию он
понес наказание, будучи взят в плен в 1709 г. войсками Петра I.
Российская армия вступила в пределы Речи Посполитой, идя на помощь
Августу II, боровшемуся со ставленником шведов Станиславом
Лещинским. Жабокрицкий был арестован не только как вероотступник, он
был обвинен в поддержке Мазепы и помощи шведам. Бывшего Луцкого
епископа доставили в Москву, где продержали в заключении до самой
кончины, последовавшей в 1715 г.
Таким образом, после предательства Винницкого, Шумлянского и
Жабокрицкого на всей территории Речи Посполитой осталась лишь одна
православная кафедра - Мстиславская, архиереи которой пытались
продолжать духовное окормление паствы, сохранявшей верность
Православию. В то же время осуществлять свою деятельность
Мстиславским епископам становилось крайне трудно - власти
католической Польши проявляли все большую религиозную нетерпимость и
стремление полностью уничтожить Православие на территории Речи
Посполитой. В этих условиях возрастает значение той поддержки,
которую активно начинают оказывать православному населению Польского
государства Российские императоры. Попечение о положении
"диссидентов", как называют в это время православных Речи Посполитой
в официальных документах Российской империи, становится важной
составляющей российской политики в польском вопросе в течение почти
всего XVIII столетия.
Владислав Петрушко. Статья взята с сайта "Православие. RU" (pravoslavie.ru)
|