"Позови меня в даль светлую", или Сказки дядюшки Виссариона
Г-та "Золотые купола" (1999) (99/01/27)


Режим питания: диета концлагерная или специально сбалансированная?

В октябре 1995 года генеральный директор АО "Табрат" С. М. Казаков направил директору НИИ медицинских проблем Севера СО АН РФ профессору Манчуку материалы на заключение о положительных и отрицательных факторах практикуемой в общине последователей Виссариона системы питания, где в приложении № 1 привел следующую ее характеристику:

"Основу рациона питания составляют продукты растительного происхождения - злаковые в виде круп (гречиха, рис, пшено, ячмень, рожь, кукуруза); овощи; фрукты и ягоды как садовые, так и дикорастущие в сыром, слегка отваренном или сушеном виде; орехи (кедровые, арахис, грецкие); семечки (подсолнечные, тыквенные); дикорастущие съедобные травы (крапива, борщевик, папоротник-орляк, черемша и др.); грибы из экологически чистых районов.

Полностью исключены из употребления мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, алкоголь, растительное масло, кофе, продукты из пшеницы, а также дрожжевой хлеб (для выпечки используется закваска из хмеля, картофеля и т.п.). Ограничено употребление продуктов из овса, употребление меда, сахара, соли, острых приправ, чая.

Вода употребляется, как правило, отдельно от приемов пищи в виде отваров из трав, компотов, киселей, морсов. Многие из поселенцев не чувствуют потребности в употреблении воды...

Все это позволяет обеспечить максимально эффективную работу пищеварительной системы, активизацию ее скрытых возможностей, полное усвоение поступающего в организм растительного белка, минимальную зашлакованность организма и максимальную энергетическую отдачу от употребляемых в пищу продуктов".

При этом руководители "Церкви Последнего Завета" пишут следующее: "Данная система питания известна и с успехом применяется в настоящее время во всем цивилизованном мире" (23). Ключевые слова здесь - "цивилизованный мир". Очевидно, Казаков и его сподвижник Чевалков считают, что если вставить их в свое умозаключение, то оное покажется правдоподобным...

Депутат Государственной думы России Виталий Савицкий, лично ездивший в Минусинск и Курагинский район, в своих выступлениях доказывал, что за широко разрекламированными методами природного оздоровления кроется жесткая казарменная дисциплина с постоянным недоеданием и недосыпанием, изнурительный труд на строительстве "города солнца". На пресс-конференции Савицкий сказал, что такой режим питания характерен для любой тоталитарной структуры, стремящейся сделать из человека раба (18).

Выводы Савицкого отчасти подтверждаются рапортом начальника Курагинского РОВД полковника милиции Н. А. Миронова (24): "Службами РОВД в течение 1995 года было проведено три рейда по проверке мест компактного проживания представителей общины "Единой веры". Рядовые члены общины проживают в скученных условиях, едят только однообразную растительную пищу. Психика их подавлена и подчинена только Виссариону".

О том же речь и в информации, подготовленной Министерством здравоохранения и медицинской промышленности в 1996 году к съезду миссионеров (25): "В секте Виссариона (Церковь Последнего Завета), центр которой находится на юге Красноярского края, насчитывающей в настоящее время более 10 тысяч человек, практикуется агрессивная диета по примеру концентрационных лагерей, при которой даже кормящим матерям запрещается давать детям грудное молоко".

Говорят бывшие сектанты

"Мы с мужем увлекались экстрасенсорикой, медитацией и прочими восточными делами. В 1991 году в Зеленоград приехал новоявленный мессия Виссарион, и мы отправились в ДК, чтобы посмотреть, послушать... Поверила. Выучила молитву, стала придерживаться диеты. Поверил муж, правда, несколько позже...

Мы с мужем продали квартиру и уехали в Сибирь, к Виссариону. Жили в вагончике, муж работал на машине, помогая общине, а я выращивала овощи на огороде.

Я не белоручка, но от непосильного труда и рекомендованной диеты стала выдыхаться. К осени началось обезвоживание организма...

Вера моя иссякала, нужно было хоть одно слово Виссариона, чтобы поддержать ее, эту веру. И мы - я, муж и староста общины - отправились в Минусинск.

Дом у Виссариона огромный, теплый, светлый. У детей есть все - от спортивных костюмов до видео, компьютеров. Видя это, я вспомнила знакомых, живших в тайге в крохотной баньке и спавших на полу, наш вагончик...

Почему мы, как и многие другие, бросив все, ринулись в тайгу? Да потому что Виссарион учил уходить от материального. "Взлетайте! - говорил он. - Бросьте все! Что вы держитесь за свои холодильники?" Тогда зачем ему такой дом? Почему его священники только и делали, что ходили с проповедями в то время, как верующие, питаясь только крупами, ночуя под открытым небом, строили Город Солнца и Храм?

Вызвали нам Виссариона. Староста сказал:

- Виссарион, можно задать вопрос?

- Не надо вопросов. Можете идти.

- Как же так? - кричала я на обратном пути. - Ведь Виссарион учил: виноват не тот, кто упал без сил, а тот, кто был рядом и не подал руки!

Осенью мне стало настолько худо, что муж, испугавшись, добыл деньги и отправил меня с сыном в Зеленоград, к маме. Родители мои и мужа помогли мне встать на ноги, и никто не заменит их любви и тепла. Пройдя через все испытания, я уже, пожалуй, не верю в Виссариона. А муж еще там, все еще надеется на светлое будущее..." (26).

Что есть быль, а что небылица?

В ответ на серию критических публикаций в средствах массовой информации Казаков и Чевалков провели пресс-конференцию (23), где в специально подготовленном приложении попытались развенчать "небылицы", заменив их своими "былями". Попробуем и мы проанализировать, где на самом деле быль, а где небылица.

В приложении к пресс-релизу говорится: "К традиционной медпомощи прибегают, как правило, тогда, когда организм человека не в состоянии сам справиться с болезнью (запущенные хронические заболевания в стадии обострения, тяжелые инфекционные болезни, травмы, родовспоможение при патологических родах и т. п.). Часто первую помощь оказывают заболевшим медики из числа верующих... Анализ состояния здоровья верующих, проживающих в Красноярском крае, проведенный нашими медиками, показывает, что в подавляющем большинстве случаев состояние здоровья людей существенно улучшается...".

Казаков и Чевалков, не желая того, сами подтвердили существующую в общине практику отказа от медицинской помощи, так как больные-хроники должны постоянно наблюдаться лечащим врачом. Возникают большие сомнения и в том, что в общине есть медработники всех необходимых специальностей. А если паче чаяния специалист и обнаружится, то вряд ли сможет оказать квалифицированную помощь без технических средств и тем более без медикаментов, которые в общине принимать запрещено.

Там практикуется траволечение, на довольно примитивном уровне - уринотерапия (питье собственной мочи). А если кто серьезно заболеет, то за него будут горячо молиться, вместо того чтобы вызвать врача (20).

К чему это приводит, отражено в рапорте начальника Курагинского РОВД Н. А. Миронова (24): "15 сентября 1995 года в общежитии Моторского ОПКЛК умер ребенок Куклин Эдуард, 1991 года рождения. Предварительная причина смерти - двухстороннее воспаление легких. У ребенка была повышенная температура тела с 11 сентября, однако мать за медпомощью не обращалась. Как пояснили другие члены общины, его лечили по "методу Иванова": каждые 2 часа обливали "заряженной" водой". Позже судмедэкспертиза пос. Курагино показала, что непосредственной причиной смерти ребенка явился напряженный гидротеракс, который развился на фоне двухстороннего воспаления легких и плевры (акт № 183 от 1 ноября 1995 г.).

Приложение к пресс-релизу Казакова и Чевалкова: "Большинство верующих женщин предпочитают рожать дома в благоприятном психологическом микроклимате, с квалифицированной помощью акушерок-верующих и своего мужа в чистых, специально подготовленных помещениях (каким образом, если химические средства дезинфекции запрещены, или всех микробов изгоняют отваром крапивы? - Прим. авт.), в которых отсутствует угроза стафилококковой и других инфекций - бича современных родильных домов".

Такое заявление никак не вяжется с информацией, представленной прокурором Курагинского района А. В. Красильниковым на имя главы администрации района (исходящий № 344 от 23 мая 1995 г.): "Женщины (верующие из общины. - прим. авт.) поступают в ЦРБ с большим послеродовым периодом и негативными последствиями вследствие родов в антисанитарных условиях и без надлежащей медпомощи, что создает реальную угрозу как для самих женщин, так и для новорожденных".

Приложение к пресс-релизу: "Имеющееся среди верующих негативное отношение к прививкам основано прежде всего на невозможности качественного проведения прививок в условиях сельской медицины (нет одноразовых шприцов, квалифицированного персонала и т. п.)".

Получается, вместо того, чтобы добиться применения одноразовых шприцов или, на худой конец, закупить их самим, общинники наотрез отказываются от вакцинаций.

По заданию управления здравоохранения администрации края врачи-специалисты в июне 1996 года обследовали состояние здоровья жителей Курагинского района, последователей Церкви Последнего Завета. Позднее этот документ, подписанный начальником управления Б. П. Маштаковым и начальником лечебного отдела О. Ю. Кутумовой (исх. № 1017 от 18 июля 1996 г.), будет направлен в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности. Там, в частности, отмечается, что "...о точных цифрах инфицированности туберкулезом среди детей и эпидемиологической ситуации в деревне высказаться не представляется возможным. За редким исключением все родители из общины отказались от всех профилактических прививок и туберкулезных проб... В среднем на одного члена общины приходится по шесть заболеваний...".

"Не осуждай самовольно ушедшего из жизни..."

Депутат Виталий Савицкий, лично ознакомившись с положением дел в общине Виссариона, выразил серьезные опасения в том, что там вероятен трагический финал, вплоть до коллективного самоубийства (27). А возможен он, по мнению лиц, изучавших деятельность общины, в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства. Причем "заповеди" новоявленного мессии по существу оправдывают самоубийство (28): "Не осуждай самовольно ушедшего из жизни" - заповедь 58 "Последнего Завета" (2).

В телерепортаже "Чрезвычайного канала" (РТР) летом 1996 года было высказано предположение, что с деятельностью последователей Виссариона как-то связана гибель депутата Госдумы Виталия Савицкого. По словам его помощников, Савицкий собрал пакет документов о противоправной деятельности общины с тем, чтобы передать в Генеральную прокуратуру. Однако вскоре после возвращения из общины Савицкий погиб в автокатастрофе, документы пропали...

В последнее время Виссарион наряду со смягчением режима питания ввел еще некоторые новшества: разрешил читать не только сказки собственного сочинения, но и мирскую литературу; ввел ограничения на въезд новых адептов на территорию общины и попутно ужесточил режим допуска туда посторонних лиц. Например, весной 1997 года руководитель центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев послал Виссариону запрос с просьбой принять его в общине, но получил отказ. Трезвые наблюдатели там не нужны...
С. Максимов.

Библиография

(Начало списка литературы в номерах за 30 сентября и 25 ноября 1998 г.)

23. "Пресс-релиз пресс-конференции "Церковь Последнего Завета: были и небылицы о деятельности Церкви и образе жизни ее верующих", 1995 г.

24. Рапорт начальника Курагинского РОВД полковника милиции Н. А. Миронова главе администрации Курагинского района Н. Ф. Петрухину (исх. № 1/6360 от 5 декабря 1995 г.).

25. Информационный материал "К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим", "Метафразис", специальный выпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г.

26. "В поисках счастья", "Сорок один" (г. Зеленоград) от 10 февраля 1996 г.

27. Н. Ставицкая "Из первых рук, из первых уст", "Миссионерское обозрение", приложение к газете "Православная Москва", № 33 - 34, 1995 г.

28. "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций", аналитический вестник Федерального собрания, серия "Оборона и безопасность", выпуск 28-й, М., 1996 г.

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.
Hosted by uCoz