Евангельские волхвы и астрология
Те из астрологов, которые пытаются доказать отсутствие противоречий между астрологией и христианством, часто ссылаются на евангельский рассказ о поклонении волхвов Младенцу Иисусу. Во второй главе Евангелия от Матфея (стихи 1 - 12) повествуется о том, что после рождения Иисуса в Вифлееме "во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". В греческом первоисточнике используется слово "маги", переведенное на русский язык как "волхвы". Слово "маги" имеет общий для индоевропейских языков корень, обладающий тем же значением, что и однокоренное русское слово "могучий". Магами назывались люди, достигшие высот в языческих религиозных практиках и приобретшие, по общему мнению, внутреннее могущество, а также власть над духами и стихиями. В узком смысле магами назывались зороастрийские жрецы, практиковавшие, в частности, астрологию. Церковное предание, восходящее к I веку, говорит о том, что евангельские волхвы были в Персии не только жрецами и учителями, но и князьями, то есть людьми знатными, наделенными властью.
Какую же "звезду Его на востоке" (что можно понимать и как восход звезды Царя Иудейского) видели маги?
Существует предположение о том, что звезда Царя Иудейского была действительно небесным телом, например, сверхновой звездой или кометой, или соединением "Царских планет" Сатурна и Юпитера. Для того, чтобы выяснить правдоподобность такого предположения, обратимся к тексту Священного Писания.
Выяснив у Ирода, что Мессия должен родиться в Вифлееме, волхвы отправились туда: "и вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла, и остановилась над местом, где был Младенец". Если предположить, что "звезда" была небесным телом, то "остановиться" она могла, в лучшем случае, над Вифлеемом, представлявшим из себя небольшое поселение близ Иерусалима. Волхвам уже было известно, что Христос родился в Вифлееме, а вот где именно - они не знали. Небесное тело никак не может "остановиться" над конкретным местом, в данном случае домом, где находился Младенец Иисус вместе со своей Матерью. Также непонятно, как небесное тело может "идти". Если речь идет об изменении координат, на небосводе или если глагол "идти" употребляется в фигуральном смысле, то такое "прехождение" звезды никак не могло повлиять на указание местонахождения Иисуса.
Большинство святых отцов считают, что под видом звезды действовала "божественная и ангельская сила"*, подобная огненному столбу, ведшему Израиль при выходе из Египта (Исх. 13, 21-22; 14, 19-20). То, что в данном случае ангельская сила приняла образ звезды, объясняется тем, что, "поскольку маги занимались астрологией, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как рыбака Петра, изумив множеством [пойманных] рыб, привлек ко Христу"**.
Большинство толкователей также сходится в том, что одни только астрологические расчеты вряд ли могли заставить магов отправиться в далекий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Богу и Спасителю. Именно в этом смысле обычно понимают дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу: золото - как символ Царской (мессианской) власти, ладан (фимиам) - как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, - как знак будущей искупительной смерти Иисуса.
Что же еще, кроме звезды, могло подвигнуть волхвов отправиться в Иудею? Во-первых, среди зороастрийцев было распространено ожидание пришествия Саошианта как своего рода Мессии и Спасителя. Во-вторых, маги, скорее всего, были знакомы с ветхозаветными пророчествами о Мессии, поскольку существовала большая иудейская диаспора в Вавилоне***. Наверняка имело место и действие призывающей всех ко спасению Божией благодати, которую волхвы смогли воспринять благодаря своей личной устремленности к Богу.
Итак, можем ли мы сказать, что поклонение волхвов оправдывает астрологию? что эта наука допускалась лишь до Евангелия, так что после появления Христа никто уже не должен был толковать ничью судьбу по небу. <...> И несомненно, что по воле Бога привиделся им сон, чтобы они шли обратно к себе, но не той же дорогой, которой пришли. Это надо понимать как знак того, что им следовало оставить свою секту, а не так, что необходимо было избежать преследования Ирода, поскольку он их и не преследовал и не подозревал, что они отправились по иной дороге, так как не знал и той, по которой они пришли, так что под дорогой надо понимать секту и учение. Потому магам и было предписано, чтобы оттуда они шли по-иному. Также и другой вид магии, которая занимается чудесами и практиковалась в том числе и против Моисея (Исх. 7, 11-12 и др.), Бог допускал лишь до Евангелия. Так, уже обратившийся к христианству Симон-маг, который задумал образовать торгашескую секту и в числе чудес своего ремесла торговать и Духом Святым, нисходящим через возложение рук, был осужден апостолами и отвергнут (Деян. 8, 18-23). Другой маг - Елима, состоявший при Сергии Павле, за то что он противостал тем же апостолам, был наказан слепотой (Деян. 13, 6- 12). Я уверен, что та же судьба постигла бы и астрологов, если бы кто из них столкнулся с апостолами. Но поскольку магия, видом которой является астрология, наказывается, то должны наказываться и все ее виды. После Евангелия только и приходится слы-
* См., напр.: Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. Казань, 1875 г. С. 68.
** Там же.
*** К Мессии могло относится и пророчество Валаама, языческого прорицателя, жившего на Евфрате (Числ. 22, 5), которого блаженный Феофилакт Болгарский называет волхвом. По откровению Божию Валаам благословил Израиль на битву с моавитянами и произнес следующее пророчество: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Числ. 24, 1 7).
|