ДЕТИ "ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО БОГА"
(Православная газета № 9)

    Теперь я знаю, что такое динамичная проповедь, повезло... Еще знаю, что такое молчать, когда все вокруг истошно вопят, спокойно стоять, когда все скачут, как безумные. Последнее называется ощущением одиночества в толпе, и прав был не помню какой известный писатель, сказавший, что хорошей толпы не бывает. Даже если толпу составляют люди, пришедшие славить Бога.

    Динамичная проповедь - это когда несколько девиц на сцене слаженно разевают рты, исполняя песню про кровь и любовь. Кровь - Христова, любовь - его же. Потом бойкий молодой человек выхватывает микрофон у одной из них. В его выкриках часто встречается слова "Бог", "Аллилуйя" и "Амен". После каждого "Аллилуйя" в зале поднимается невообразимый гвалт. В общественно-политическом центре идет конференция евангельских церквей. Церковь "Новая жизнь" устраивает богослужение.

    После мюзик-холльного вступления пастор "Новой жизни" поведал о том, как необходимо прихожанам раскрыть сердце всему Уралу; о том, что кошелек нужно раскрыть еще шире, чем сердце, и тогда придет освобождение. "Пожертвование веры, - говорил пастор, - это когда ты даешь столько, сколько тебе тяжело дать, сколько не позволяет дать твой разум". В это время вдоль рядов ходили собиратели пожертвований и следили, чтобы все шло по плану.

    А в плане был спектакль драмгруппы "Новой жизни", изображающей историю Иисуса Христа. Рождество им не очень удалось испортить. Все, в общем-то, было на месте, кроме яслей, пастухов, волхвов и Вифлеемской звезды. Мария качала на руках сверток; Иосиф непонимающе и уважительно топтался окрест; ангелы, вьггянув руки, колыхались на заднем плане. Второй эпиэод из жизни Спасителя был уже интереснее. Представления не имею, в камом из апокрифов нашла его "Новая жизнь": маленькие мальчик и девочка играли с куклой и оторвали ей голову, сели и разрыдались. Из-за кулис явился крошка Иисус, приладил на место оторванную голову и завел хоровод с детьми. Потом показали, как выросший Христос исцеляет больных. Сразу же после исцеления состоялось распятие. "Господь" "вознесся" за кулисы, а пастор и музыкальное сопровождение вышли пожинать бурные аплодисменты. - Извините, а куда они дели апостолов? И Нагорную проповедь? - спросила я у молодого человека, на груди которого была карточка "Алексей Пукк. "Слово истины". - Этот спектакль был водим Духом Святым, - серьезно ответил Алексеи Пукк. - Христос велик - хэй! - прогремело со сцены.

    Пастор продолжал проповедь, точнее - шоу. Потому что это и впрямь напоминало концерт поп-эвезды, а сам проповедник как нельзя лучше соответствовал роли конферансье. Похоже, он неплохо владел приемами массового гипноза: через несколько минут публика слилась в единый организм с безусловным рефлексом на "Амен". Проповедь же развивала известную мысль, что Бог всемогущ, и развивала в стилистическом отношении сногсшибательно. В речи проповедника цитаты из Библии мешались с нарочито упрощенными, "народными", замазывающими с публикой фразами. "Наш Бог - это Бог сюрпризов, это фантастический Бог, - объявил пастор. - Нельзя преврвщать его в обыкновенного, привычного такого Бога. Вот и апостолы тоже думали, что он обыкновенный, они уже были с ним рядом три года, ходили по одним дорогам, но Христос не хотел, чтобы его считали обыкновенным, и творил чудеса".

    К апрстолам "Новая жизнь", как выяснилось, относится двойственно, и естественное уважение соседствует в душе пастора со сверхъестественным панибратством. "Они были выскочками, апостолы, - сказал он позже в частной беседе. - Особенно Петр. Кто всегда в Евангелии глупость говорит, кто ерунду несет? Петр. Иисус даже говорил ему: "Ну, Петр, ты воще... Уйди от меня, сатана". Однако апостолы - двенадцать человек - изменили мир".

    Недурацкое отношение к собственным словам и вещам, о которых идет речь, все-таки прорывалось в речи пастора. Но тут же его сметала мутная волна "динамичности". Этой динамичностью, как динамитом, начинили зал до готовности взорваться и выплеснуть огоомную энергию на любое дело, на которое только укажет пастор. На глазах люди превращались в толпу, способную на все, кроме здравомыслия и вообще мысли.

    Это, наконец, заметил и проповедник - и сыграл с залом шуточку: попросил найти в Евангелии несуществующий стих. На вопрос "Кто нашел?" поднялся лес рук. "Я могу говорить вам все, что угодно, и вы все это примете, - вздохнул пастор. - Амен?" - "Амен", -отозвался зал.

    Пастор говорил вещи по сути умные и хорошие: о том, что Бог - источник безграничной свободы; что Иисус выше обрядов и религиозных систем; что страх и рабство - дьявольские порождения. Но крикливо-напористая манера речи почти не позволяла подобраться к смыслу сказанного. Хорошо, если хотя бы половина сказанного дошла хотя бы до четверти слушателей. Потому что слушатели вели себя как фанаты на стадионе - и фанаты отчаянные, готовые вцепиться в волосы тому, кто не разделяет их страстей. Во время очередного хита - извиняюсь, псалма, - зал вскочил на ноги, подпевая и аплодируя Богу и крича: "Я свободен!" Какая-то девушка, с испуганным удивлением наблюдавшая за действом, спросила меня: "Вам не страшно?" Не успела я и слова сказать, как танцующая рядом пожилая дама - она казалась полностью поглощенной ритмом песни - моментально вышла из транса и злобно прервала наш не успевший начаться разговор.

    Ответить же я собиралась вот что. Поначалу было смешно, а теперь непонятно. Слишком уж все дико и противоречиво. Впору загибать пальцы, перечисляя: "Молиться Богу - хорошо, буйствующая толпа - плохо..." Люди ведь пришли на богослужение - но их же виной оно превратилось в вакханалию. Пастор искренне любит Иисуса Христа - и так же искренне ненавидит тех, кто любит его на другой манер, не так "динамично". "Мы ненавидим рабство, системы, дух религии и пустой философии, - возглашал он, - Религия - это бесы за обложками Библии, это орудия дьявола". Да и искренне любимый Христос предстал в проповеди истинной "супер-звездой", капризно стремящейся подтвердить свою уникальность и жадной до аплодисментов. Не было сказано ни слова об Учении. Из жизни Христа брались только "постановочные", декоративные моменты - хождение по воде, насыщение нескольких тысяч человек пятью хлебами, исцеление больных.

    День следующий "Новая жизнь" проводила в своем привычном обиталище - в Доме науки и техники на улице Бардина. Там было потише, подомашнему, но имелись свои специфические ритуалы. По окончании богослужения прихожане выстроились вдоль сцены, по-особому нагнув головы. Пастор обхватывал головы руками, бормотал пару слов и отпихивал верующего так, что тот валился на пол. Наиболее опытные прихожане вставали не сразу, а ждали, пока благодать должным образом распространится.

    Но все закончилось - и псалмы, и "Аллилуйя", и инструктаж о водном крещении в бассейне "Энергетик". Ушли самые упорные охотники за благодатью. Настало время спонойно поговорить с пастором.

    Пастор - его зовут Виктор Судаков - рассказал, что "Новая жизнь" - церковь молодая, существует с января прошлого года. Свое дело он считает боговдохновенным. В этом его убеждает то, что одновременно с "Новой жизнью" и независимо от нее на Урале появились церкви с подобными идеями. Виктор мечтает о тех временах, когда Урал будет покрыт густой сетью динамичных храмов. "А пока мы охватили только один район".

    "Охватили" они Юго-Запад, и очень крепко. Активисты из прихожан создали секции "Новой жизни" для разных возрастных групп. Школьников теперь освобождают от уроков, а взрослых от работы - ради участия в богослужениях. У "Новой жизни" более пятисот постоянных прихожан, и каждый раз приходят новые.

    "Бог свободен в форме, - гордо заметил Виктор, - Он создал музыку и все ее стили - джаз, рок... Наш Бог - электрический Бог".

    После этого восхитительного определения беседа с пастором Виктором закончилась. Но сомнения усилились, а желание посчитать на пальцах блага и ужасы динамичной церкви стало просто невыносимым. Я не рискну, как иные, обозвать сатанизмом то, что творит "Новая жизнь", потому что Иисус говорил: "Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них". На динамичные богослужения приходят сотни людей, и многие из них действительно ищут путей к Христу. "Новая жизнь" заявляет, что пути к Нему пролегают через человеческое сердце, - и тут же делает все, чтоб выбить из сердца все чувства. Богослужение подменяется третьеразрядной дискотекой с редкими по убожеству текстами песен и плохо слепленной музыкой (пошиба любительский попсы). А ведь тот, кто творит во имя Бога, должен стараться сделать как можно лучше...

    Но все расчеты, весь высокомерный интеллектуальный скепсис вдребезги разбивается о простой факт: у "Новой жизни" уйма прихожан, и их число с каждым днем растет. Причин этому несколько. Первая - самая тяжелая: разочарование, отчаяние. Современный человек до того выбит из колеи этой самой современностью, что готов поверить кому угодно и пойти куда угодно, лишь бы там обещали какую угодно надежду. В холодеющем с каждым днем обществе тепло ценится навес золота. А "Новая жизнь" встречает очень тепло и радушно.

    Вторая причина, как ни прискорбно, лень. Зачем углубляться в тонкости теологии, терзать душу и мозг в поисках истины, когда истину преподносят совсем готовенькую, в яркой конфетной обертке, да еще и рядом с домом.

    Последняя причина процветания динамической церкви - традиционность и спокойствие ортодоксальных религий, малая их склонность к модернизации. Не поняв смысла красоты литургии, простая и шустрая душа вполне может бростиься туда, где доходчиво твердят о безграничной свободе. А там - воспользоваться свободой и вместе с проповедником обругать "непонятную" Церковь и тех, кто остался ей верен.

Мария КОНОВАЛОВА.

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.
Hosted by uCoz