Автор сайта Скомарохов Анатолий Отправить письмо!!! |
Возврат на Главную страницу |
БУДДИЗМ
Учение Гаутамы Будды ("будда" по-санскритски означает "просветленный") сформировалось в VI-V веках до нашей эры на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры. В целом буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как культуру, и как образ жизни.
Основная идея буддизма была сформулирована в проповедях
Будды о "четырех благородных истинах" и "восьмеричном пути". Вторая истина утверждает, что причиной страдания являются "беспокоящие эмоции" (желания, ненависть, зависть и т.д.). |
Страсти и вызываемые ими действия образуют карму (воздаяние) - своеобразную цепь этической причинности, согласно которой человек в своих последующих перерождениях получает то, что заслужил в предыдущей жизни ("закон воздаяния"). Карма, создаваемая благими деяниями, ведет к возрождению в царстве богов, полубогов и людей, и, напротив, карма, порождаемая злыми деяниями, к возрождению в низших мирах среди животных, "голодных" духов и обитателей ада. Человек, совершая хорошие поступки, может улучшить свою карму, но это не спасает его от вращения в бесконечном процессе перерождений в мире страданий (сансара). Закону кармы подвержены даже боги.
Третья "благородная истина" говорит, что пресечение беспокоящих эмоций ведет к прекращению страданий, а четвертая указывает так называемый "срединный путь", избегающий как крайнего аскетизма, так и крайнего гедонизма ( Гедонизм - жизненная философия, согласно которой смысл жизни состоит в получении удовольствий. - прим. сост.). Этот "срединный путь" именуется "восьмеричным", поскольку состоит из восьми ступеней или шагов: понимания, мысли, речи, действия, образа жизни, намерения, усилия и сосредоточения.
Следование этим путем (становление на "путь Будды") ведет к достижению внутреннего спокойствия посредством обуздания мыслей и чувств, культивирования дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам. Это обеспечивает постижение "истинной мудрости" - первого шага к "просветлению". Высшей целью верующих буддистов является достижение нирваны - состояния вечного покоя и блаженства, выхода души из круговорота перевоплощений. Низшее состояние нирваны, состояние архата, характеризуется отсутствием страданий. Высшее состояние - это состояние Будд ("Просветленных"), свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием. |
Будда закончил земную жизнь на 80-м году (44-м году своего учительства) близ г. Кушинагара (ныне - Непал). Место его смерти наряду с местами рождения, "просветления" и первой проповеди особо почитается буддистами всего мира и является объектом паломничества.
Еще при жизни Будды вокруг него сложилась община последователей монахов, получившая наименование сангха (дословно "общество"). Вступающий в нее приносил обеты верности Будде, его учению, сангхе и обязывался выполнять десять предписаний-запретов: 1) не убивать; 2) не красть; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не употреблять спиртных напитков; 6) не есть после полудня; 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ; 8) не носить украшений; 9) не пользоваться роскошными сидениями; 10) не брать золота и серебра. Для мирян - последователей учения Будды, но не принявших монашеские обеты, были определены пять заповедей ("панча шила"): не убивать, не лгать, не красть, не прелюбодействовать и не употреблять спиртных напитков.
Учение Будды при своем возникновении было скорее не религией, а религиозно-философской школой. Становление буддизма как религиозной системы с развитым пантеоном и обрядностью происходило после смерти Будды.
Самой ортодоксальной школой буддизма считается тхеравада ("школа старой мудрости"). Ныне буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи. |
В первые века нашей эры складывается другая ветвь буддизма - махаяна ("большая колесница"), называемая так в отличие от всех других буддийских школ , причисляемых ее сторонниками к хинаяне ("малой колеснице"). В дальнейшем это направление стало ведущим в Индии, странах Центральной Азии и Дальнего Востока. Ему присущи переосмысление основных буддийских положений и разработка новых. По махаяне, "движение к нирване" вовсе не требует ухода в монашескую общину. Это сделало буддийское учение более привлекательным, способствовало его превращению в подлинно массовую религию (отсюда наименование - "большая колесница").
Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). На ее основе сформировалось большое количество новых направлений и школ буддизма.
Третье направление буддизма - ваджраяна ("алмазная колесница") оформилось в середине I века как продолжение махаянской традиции. Для ваджраяны характерна вера в быстрое достижение "просветления" в течение одной человеческой жизни, что отличало ее от присущей махаяне доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Ваджраяна стала культивировать специальную йогическую практику отождествления созерцателя с медитативным "просветленным" образом (формой). |
В Китае и Японии на базе махаяны в VI-XII вв. сформировалась оригинальная школа дзэн (от санскритского слова "дхьяна" - медитация). Школой дзэн разработана философская концепция единства мироздания, связи человека с миром природы, тотальной взаимосвязи общего и частного ("все в одном, одно во всем"). Достижение состояния Будды - просветления - трактуется школой дзэн как прорыв из сферы обыденного сознания в состояние особого транса. Оно достигается с помощью психофизического тренинга, включающего медитативные упражнения и особые интеллектуальные задачи. Школа дзэн оказала огромное влияние на самые различные стороны жизни Китая, Японии, Кореи, Вьетнама.
Отношения между отдельными направлениями и школами буддизма не носят антагонистического характера, поскольку общебуддийские основы превалируют над частными особенностями той или иной школы.
В течение нескольких веков учение Будды бытовало в преимущественно в устной традиции. Его письменное оформление началось лишь в I веке до н.э. Свод буддийских священных текстов был составлен на языке пали на Цейлоне, получив наименование "Типитака" ("Три корзины"). Во II-III вв. н. э. появились такие популярные произведения, как Лотосовая и Алмазная Сутра. В XIV в. был составлен Ганджур ("переводы сказанного Буддой") - собрание канонических текстов в 108 томах и, позднее, комментарии к нему - Данджур в 225 томах. Эти своды являются своеобразными энциклопедиями буддизма, в которых содержатся разделы, посвященные этике, философии и медитативной практике.
Буддизм включает в себя разнообразные культовые практики, в том числе культы и ритуалы почитания местных божеств (божеств гор, озер, рек и т.д.), празднования дня рождения Будды, дня Будды Грядущего, нисхождение Будды с неба Туншты и т.п. Буддийские общины входят в состав двух международных организаций: "Всемирного Братства буддистов", созданного в 1950 г., и "Азиатской буддийской конференции за мир", основанной в 1970 г. и имеющей резиденцию в Монголии. В России буддизм начал распространяться около 400 лет тому назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признает буддийскую религию. |
Традиционными районами России, где исповедуется буддийская
религия, являются Бурятия, Тува и Калмыкия. Буддийские общины имеются также
в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов России.
Буряты - наиболее многочисленный российский этнос,
исторически исповедующий буддизм. Бурятский буддизм является самым северным
ответвлением буддизма махаяны. В Бурятии, как и повсюду, буддийский культ вступал
во взаимодействие с традиционными культовыми системами, трансформируясь под
воздействием местных архаических верований: почитание духов земли, гор, рек
и деревьев, культа святых мест.
Хотя значительная часть бурятского населения приняла
Православие, тесное соседство в Забайкалье буддизма и Православия никогда не
приводило к межконфессиональным конфликтам. Время расцвета буддийской культуры
Забайкалья пришлось на вторую половину ХIХ- начало XX веков. К 1917 г. на территории
исторического расселения бурят имелось 47 монастырей-храмов (дацанов) и более
10 тыс. лам всех степеней посвящения. В первые десятилетия советской власти
буддисты, как и представители других религий, подверглись массовым репрессиям.
К началу 40-х годов на территории Восточной Сибири не осталось ни одного действующего
буддийского храма.
После 1945 г., организационная структура буддизма на
территории СССР была восстановлена. На состоявшемся в 1946 г. в Улан-Удэ Соборе
духовенства было избрано Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ).
Со второй половины 80-х годов началось возрождение
буддизма в Бурятии.
Бурятия становится очагом распространения буддизма
среди других сибирских народов. В 1993 г. в г. Нерюнгри (Республика Якутия-Саха)
состоялось открытие дацана, вокруг которого сложилась буддийская община, начато
возведение храмового комплекса.
Состоявшийся в 1996 г. в Бурятии Духовный Собор служителей
буддизма принял новый устав, в котором Центральное духовное управление буддистов
России (ЦДУБ) переименовано в Традиционную буддийскую сантау (церковь) России.
Благотворительная деятельность конфессии заключается
в материальной и моральной поддержке паствы, отдельных лам, верующих, в строительстве
храмов за счет религиозного объединения, оказании материальной помощи малообеспеченным
семьям, домам престарелых и детским домам.
Тувинцы - единственный тюркский этнос, исповедующий
буддизм. Распространение буддизма в Туве (горные районы Алтая и Саян) начинается
с XIII в., чему способствовало переселение туда 10 тыс. китайцев. В XVIII в.
появляются первые передвижные храмы.
Распространение буддизма привело к вытеснению добуддийских
религиозных верований тувинцев. В результате долгого сосуществования с шаманизмом
тувинский буддизм перенял его традиции: культ оваа - духов-хозяев местности;
культ ээренов - семейных охранителей. В буддийских церемониях наряду с ламами
нередко принимали участие шаманы, а в хурээ (так в Туве называют дацаны) существовала
особая категория духовных лиц - бурхан боо ("ламы-шаманы").
В 1914 г. Тува под наименованием Урянхайского края
стала протекторатом Российской империи, администрация которой не мешала созданию
новых монастырских центров.
Пережив гонения от советской власти в первые ее десятилетия,
буддисты Тувы лишь в 1990 г. зарегистрировали первую общину и возвели каменный
храм. Затем началось восстановление двух наиболее почитаемых тувинскими буддистами
хурээ. В 1993 году было уже девять общин. В настоящее время в Республике Тува
функционируют 10 буддийских религиозных обществ, которые расположены в шести
районах республики и в г. Кызыле. Эти буддийские общества охватывают практически
все коренное население республики.
Буддистская община имеется и в Республике Алтай, где
действует Горно-Алтайское буддийское религиозное объединение "Ак-Бурха"
Калмыки - единственный этнос в Европе, исповедующий
буддизм. Они являются ветвью ойратов (западных монголов), населявших Джунгарию
(ныне территория Северо-Западного Китая). Массовое распространение буддизма
среди ойратов происходило на рубеже ХVI-ХVII вв., тогда же утвердился государственный
статус этой ветви буддизма во всех ойратских улусах, были определены правовое
положение буддийского духовенства и имущественные права хурулов (дацанов), составлен
оригинальный калмыцко-ойратский алфавит, ставший основой старо-калмыцкой письменности,
и начат перевод тибетской буддийской литературы.
К 1914 г. в Калмыцкой степи и других местах расселения
калмыков действовало более 120 хурулов, общее число штатных буддийских духовных
лиц составило 1,6 тыс. человек. Но после гражданской войны к моменту образования
в 1920 г. Калмыцкой АО в составе Советской России осталось лишь 35 хурулов и
1 тыс. представителей духовенства.
К началу 40-х гг. буддийская конфессиональная организация калмыков была полностью разгромлена. Впоследствии калмыцкий народ подвергся депортации в восточные районы СССР. Несмотря на репрессии, буддизм в Калмыкии продолжал сохраняться на бытовом уровне. По некоторым данным, в 1985 г. буддистами называли себя 30% калмыков - жителей сел и 23% горожан; 48% семей сумели сохранить культовые предметы, а праздники буддийского календарного цикла отмечали 98% опрошенных.
В 1988 г. в Калмыкии официально зарегистрировали первую
буддийскую общину, а через год в Элисте открылся первый молитвенный дом. На
конференции буддистов Калмыкии и Астраханской области в 1991 г. было создано
Объединение буддистов Калмыкии (ОБК) - конфессиональная структура, независимая
от Центрального духовного управления буддистов в Улан-Удэ.
В последние годы, после того как в России, в том числе
в Калмыкии и Туве, появились десятки новых самостоятельных буддийских общин,
начались переговоры о создании общероссийского буддийского объединения, куда
вошли бы и ЦДУБ, и ОБК, и остальные общины страны. В 1993 г. в Петербурге состоялась
всероссийская буддийская конференция, на которой был выработан устав нового
объединения "Буддийской Ассоциации Российской Федерации".
В начале XX века последователи буддизма стали появляться
и среди русских, причем нередко из самых высших слоев общества. Буддийская община
в Санкт-Петербурге была крайне невелика: ее составили одна-две сотни верующих.
В 1915 г. там же был построен первый в Европе тибетский соборный храм. Помимо
выполнения культовых функций, он служил своеобразным "политическим и культурным
окном" в Тибет. В ЗО-е годы храм был реквизирован.
В начале 70-х гг. буддийские общины были созданы в
Москве, Ленинграде, Прибалтике, действовали они без регистрации.
Они были легализованы лишь в конце 80-х годов. Ныне
вне пределов исторического расселения традиционных буддийских этносов действуют
уже свыше 30 общин в 14 регионах Российской Федерации.