|
СЕКТАНТЫ И РЕВОЛЮЦИЯ
А. Ю. Минаков
(Предисловие к публикации)
Сектантство и революция... Казалось
бы, что может быть общего между этими двумя столь разными явлениями? Ведь
сектантство, при всех оговорках, ассоциируется в восприятии людей с чем-то
"религиозным", а революция - явление явно богоборческое, очевидно, несовместимое
с религией.
Тем не менее, между этими двумя явлениями на русской почве су-ществовала связь, которая весьма отчетливо осознавалась и Право-славной Церковью, и тогдашним русским правительством, особенно в последней трети XIX века.
Сектантство возникает на территории России давно,
уже в конце XIV века. Но относительно заметным явлением русской жизни оно
становится в конце XVII - начале XVIII века, когда из среды раскольников выделились
две секты, отличающиеся ярко выраженным асоциальным и изуверским характером
- хлысты и скопцы. Затем стали появляться и другие секты...
Длительное время имперское правительство делало все
возможное, чтобы в максимальной степени "локализовать" и изолировать это бо-лезненное
явление народной жизни, прибегая к арестам, ссылкам сек-тантов и т. д. Отметим,
справедливости ради, что при всем при том, Российская империя являлась одним
из самых терпимых в те времена в вероисповедном отношении государств. К примеру,
немецкие колонии на юге России (откуда во второй половине XIX века начали
расползаться по стране некоторые секты иностранного происхождения) создавались
по преимуществу из сектантов, вынужденных из-за религиозных преследований
покидать Германию.
Тем, кому это покажется парадоксальным, напомним,
что Россия не знала в своей истории внутрирелигиозных войн, инквизиций, охот
на ведьм, характерных для Западной католическо-протестантской Европы.
Логика действий правительства в отношении сект диктовалась
преимущественно прагматическими соображениями. Так, имперская элита могла
одновременно исповедовать самые "наиновейшие" идеологии, идущие с Запада (вольтерьянство,
идеи "энциклопедистов", масонство и пр.), и жестко поддерживать максимальную
вероисповедную однородность на подчиненных ей территориях, заселенных православными
(к чему приводит утрата этой однородности даже при единой этнической основе,
ярко демонстрируют последние события в бывшей Югославии, где сербы-мусульмане,
сербы-православные и сербы-католики (хорваты) взаимно истребляют друг друга).
Начиная с XIX века, позиция правительства в отношении
сект становится дифференцированной, определяясь степенью лояльности последних
по отношению к государству. Дело в том, что для некоторых сект был характерен
религиозный нигилизм, то есть религиозное отвержение государства, общества,
всех светских" законов и даже ре-лигиозных заповедей, как утративших силу
для тех, кто имеет "личное озарение". Подобные тенденции жестко пресекались.
Но в случае, если секты (по преимуществу, возникшие в результате западных
влияний), не нарушали государственных законов, ограничения их деятельности
становились минимальными. Например, по закону от 3 мая 1883 года всем лояльным
сектам предоставлялись определенные права.
Поэтому нет оснований изображать сектантов исключительно
в ка-честве невинных жертв "кровавого самодержавия" и "черносотенной православной
церкви", как это до сих пор делают ультралибералы разных оттенков.
Еще в 1881 г. обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев
представил Александру III материалы, в которых раскрывались связи сектантов
с социалистами, незадолго до того осуществившими злодейское убийство Александра
II. Для правительства не было секретом, что ряд сектантов, "отвергая все церковные
обряды и таинства, не только не признают никаких властей и восстают против
присяги и военной службы, уподобляя верных защитников Престола и Отечества
разбойникам, но и проповедуют социалистические принципы, как. например, общее
равенство, раздел имуществ и т. п." [{ Правительственный циркуляр от 4 июля
1894 г.}].
Сотрудничество сектантов и революционеров
даже нашло отражение в подпольной художественной литературе. Так, в 1894 г.
в Англии был издан роман видного революционера-террориста Степняка-Кравчинского
"Штундист Павел Руденко". В упомянутом романе Степняк-Кравчинский намеревался
показать, как сектанты поддаются пропаганде революционеров и становятся их
верными союзниками. Сюжет романа отнюдь не был надуманным. Известно, что наибольшее
влияние пропаганда народников оказала на так называемых "новоштундистов",
по преимуществу находившихся в Херсонской и Малороссийской губерниях. Революционная
пропаганда "легла неизгладимым следом на политическое сознание масс крестьянского
населения и сильно отразилась на развитии коммунистических учений в новейших
сектах", - утверждал в самом начале XX века хорошо осведомленный социал-демократический
источник [{Бонч-Бруевич В. Д. Избр. соч. Т. 1. М., 1959. С. 175.}].
Сотрудничество сектантов с революционным лагерем подтвержда-ется множеством свидетельств (разумеется, речь идет лишь о части сектантов, что мы особо оговариваем).
Уже петрашевцы и Герцен всерьез ставили вопрос о подобном сотрудничестве. Сказывалось сущностное, антитрадиционалистское родство между двумя антиправославными и антигосударственными силами, Революционерам было ясно, что "сектантская мысль залетала в поля коммунизма и утопического социализма, требуя полного уничтожение частной собственности, современной формы семьи и государства" [{ Там же. С. 174. }]. Что это за "поля коммунизма", может стать ясным из высказываний сектантов-духоборов, в которых рельефно отразилась нигилистическая и асоциальная суть сектантских верований:
"- Никакой земной власти не признаем... Начальство и разбор все одинаковое "рукомесло"...
Никакой "корпорации" государственной не признаем, она дли нас бесполезна...
Всякую организацию, установленную насилием, почитаем незаконною; такова власть земная и человеческие установления, законы; повиноваться им не желаем, они учат людей убийству... :
Земля - Божия; она создана для всех равно. Владение - грабеж. Князья и помещики ограбили народ, завладев столько земли..
У христиан все должно быть общее, ни у кого своего ничего нет.
Отечества на земле не знаем... стремимся к отечеству небесному, а земным не дорожим и охранять его не хотим.
-
Воинскую повинность решительно отрицаем... по заповеди
"не убий"...
Суд признаем только Господень: человеческого суда не признаем, и сами судьями быть не можем, по заповеди: "не судите, да не судимы будете"... Тюрьмы не должны быть" [{ Цит. по: Бонч-Бруевич В. Д. Ук. соч. С. 171-172.}]. Подобные установки делали сектантов естественными союзниками всех врагов русской государственности и церкви.
Ленин в своей известной книге "Что делать?" (первом произведении вполне зрелого ленинизма) обращал внимание на то, что сектантами необходимо будет воспользоваться, как их настроениями, так и фактами их преследования со стороны властей.
Расчеты большевистского лидера вполне оправдались.
Один и его ближайших соратников, В. Бонч-Бруевич утверждал: "Сектанты
охотно читали и брали революционно-социалистическую литературу (ленинскую
"Искру", к примеру. - М. А,); и распространяли ее, при-чем "отзывы о литературе
были в общем весьма благоприятны, лите-ратура не только нравилась, но,
как писали сектанты, "открывала глаза на все сущее" [{ Цит. по: Бонч-Бруевич
В. Д. Ук. соч. С. 177.}]. На II съезде РСДРП, положившем начало боль-шевизму,
была даже принята специальная резолюция, , написанная Ульяновым-Лениным,
о необходимости социал-демократической работы среди "вольнолюбивого" сектантства,
а вскоре даже стал издавать-ся особый "социал-демократический листок для
сектантов" - "Рассвет".
Расчеты разрушителей в значительной мере оправдались.
Массовое сектантское движение сыграло выдающуюся роль в ре-волюции 1917 года, как в феврале, так и в октябре. Израильский со-ветолог М. Агурский утверждал по этому поводу следующее: "Рели-гиозный нигилизм и большевизм быстро обнаружили общность инте-ресов (это произошло, как мы показали, еще до 1917 года. - М. А.), несмотря на кажущуюся противоположность". Эта общность, по сло-вам историка, проявлялась в стремлении к "полному разрушению ста-рого мира", причем "нельзя обойти молчанием и их (большевиков) поддержку,.. баптистами, евангелистами, адвентистами седьмого дня". Последние, к примеру, даже утверждали, что на Ленине почиет "благодать Божия" [{ М. Агурский. Идеология национал-большевизма. Париж, 1980. С. 26.}].
Агурский утверждает: "Вряд ли большевики смогли
бы прийти и удержаться у власти, если бы среди прочих сил, которые их
поддер-живали в первый период, не оказались многочисленные массы сектан-тов-нигилистов,
принявших участие в процессе разрушения, носившем для них мистический
характер" [{ Там же. С. 7.}]. Точное число сектантов до револю-ции установить
трудно. Согласно данным переписи 1897 г., общее число раскольников и сектантов
составило 2137738 человек. Радикалы же считали, что в России не менее
6 миллионов только одних сектантов [{ Бонч-Бруевич В. Д. Ук. соч. С. 174-175.}].
И - последняя цитата Агурского, над которой не
грех бы было серьезно задуматься нынешним "либерал-большевикам", вновь,
как в XIX - начале XX века, начинающим муссировать тему о преследо-ваниях
и ограничениях сектантов в России: "Гонения на церковь, начав-шиеся после
Октября, нельзя списывать на одних лишь большевиков, которые были их инициаторами.
В них, - подчеркивал исследователь, - проявлялась долго сдерживаемая ненависть
сектантской России к православию" [{ М. Агурский. Ук. соч. С. 27.}]. Напомним,
что в ходе революции и гражданской войны, и ленинско-сталинских репрессий
были физически уничтожены миллионы активных мирян, священников, монахов
и иерархов Православной Церкви. К началу войны на свободе оставалось лишь
несколько сот священников и семь епископов Русской Православной Церкви
[{ История Отечества. 1939-1991. Учебник для II класса средней школы.
М., 1992. С. 73.}].
В 1919 г., когда красная республика оказалась
в "огненном кольце фронтов", Ульянов-Ленин находит время и возможность
издать особый декрет об освобождении ряда сектантов от военной службы,
который вторично был подтвержден в 1920 г. Эта мера привела к ро-сту численности
"идейно близких" сектантов.
Значительное число сектантов провозгласило себя коммунистами, к в этом не было никакого приспособленчества или социальной мими-крии. Подобное явление было особо характерно для тех сект, которые видели свою миссию в построении "царства божьего на земле" (Идея, ничего общего с христианством не имеющая!): духоборов, молокан, новоизраильтян, малеванцев, толстовцев. Впрочем, и "западничес-кие" секты (евангелисты, баптисты, адвентисты) зачастую не отстава-ли в своем революционном рвении от доморощенных "братьев".
По окончании гражданской войны сектанты становятся
естествен-ными союзниками режима и в "деле социалистического строительства".
Так, в циркуляре Наркомзема и Наркомюста от 15 августа отмечалось, что
"коммунистические образования (то есть секты. - М. А.), создавшиеся и
гонимые при царизме за то, что практически уничтожили в своей хозяйственной
жизни частную собственность, имели общественный труд и распределение,
как духоборы, молокане, Новый Израиль и др., совершенно безболезненно
усваивают общегражданские советские законы и уставы, органически вливаясь
как сельскохозяйственные, промышленные ячейки в советское строительство,
несмотря на то, что их коммунистические стремления облеклись в силу исторических
условий в религиозную форму" [{ Цит. по: А. И. Клибанов. Религиозное сектантство
и современность. М 1969. С. 23.}].
К 1924 году коммунисты даже стали
поговаривать о возможности "блока партии с религиозными течениями". Выступая
на XIII съезде РКП(б), один из видных большевистских вождей, Рыков, заявил:
"Те сектантские течения, которые под религиозным соусом проводят рево-люционные
задачи и которые иногда близки к отрицанию частной соб-ственности, нужно использовать
всячески и целиком". На этом же съезде была принята резолюция, в которой говорилось
о необходимости "направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов
значительные хозяйственно-культурные элементы".
В 1925 году в газете "Безбожник" (!) было опубликовано
открытое письмо под названием "Социально-революционная роль сектантства" (см.
его полный текст на страницах 136-143 настоящего сборника). Под ним стояли
подписи руководителей крупнейших сектантских общин России. Этот документ был
адресован ВЦИК. на предмет получения от большевистской власти всяческих льгот
для сектантов. В нем они перечисляли свои заслуги перед большевистским режимом.
Так, подробно повествовалось о том, как сектанты вели во время первой мировой
войны антивоенную пропаганду, призывали к "братанию" с немцами, рассылали
"целыми мешками" воззвания о "прекращении войны" в действующую армию, печата-ли
в своих типографиях большевистские издания и т. д. Если верить этому документу.
Семёновский полк в Петрограде (сыгравший важнейшую роль в подавлении революции
1905-1907 гг.) в феврале 1917 года отказался выполнять приказы офицеров, так
как в "казармах сидели сектанты за отказ от военной службы", которые и "распропагандировали
весь полк". В советский же период одной из главных заслуг сектантов было,
как писалось в письме, строительство "образцовых колхозов", задолго до сталинско-яковлевской
коллективизации 20-30-х годов.
Показательно, что в тексте этого документа вместо
ссылок на Священное писание имелись цитаты из "классиков марксизма-ленинизма":
"Энгельс называет древних христиан-сектантов "партией переворота", то есть
революционной партией" и т. п.
Особое внимание привлекают следующие строки этого
по-своему уникального документа: "Самое враждебное отношение к коммунизму
замечается среди церковников, особенно среди тихоновцев, привержен-цев патриаршества,
этого своего рода царизма (имеются в виду пра-вославные верующие, признающие
главой Русской Православной Церкви патриарха Тихона. - М. А.), а посему "замечаемое
и в последнее время усиленное развитие сектантства за счет всякого рода церковников
заслуживает со стороны советской власти если не поощрения, то, по крайней
мере, воздержания от всякого рода стеснений" (заметим, что эти строки были
написаны в 1923 году. А незадолго перед этим был арестован Патриарх Тихон,
с марта по декабрь 1922 года по приговорам судов было расстреляно около 6
тысяч священников, монахов, монахинь и послушниц).
Сектантская "декларация" заканчивалась на мажорной
ноте, в духе большевистских документов: "Будем же и мы, подобно Ленину...
стремиться к одной общей цели - коммунизму, - так, как велят совесть и разум
каждого, и тогда социальная революция пойдет быстрее, несмотря на козни ее
врагов".
Письмо в газету "Безбожник" было составлено видным
толстов-цем Трегубовым в 1923 году. Оно было послано во ВЦИК, и в Сельскосоюз
на предмет получения всякого рода льгот для сектантов, причем Трегубов имел
полномочия от различных сект, которые использовали его как ходатая перед органами
большевистской власти по всем вопросам их хозяйства, культа и быта. Письмо
это было подписано людьми, имевшими большой вес и влияние в своих сектах.
Вот какие характеристики дает им "агитпроповец" Ф. Путинцев [{ Ф. Путинцев.
Политическая роль сектантства. М., 1928. С 52.}]: "И. Беляев - член коллегии
всероссийского союза евангельских христиан - был уполномоченным евангельских
коммун Тверской губернии. П. Павлов - бывший редактор журнала "Баптист", является
одним из руководителей союза баптистов. Лебсак - председатель, а Я нцен- секретарь
союза адвентистов... Голубов приезжал в Москву из Сальского округа от духоборов
и хлопотал об отводе новых земельных участков для переселившихся из Америки
духоборов, - является, стало быть, доверенным и влиятельным членом секты духоборов.
А. И. Желтов является влиятельным старцем-писателем среди молокан" [{ Там
же. С. 53.}]. Нет никаких оснований полагать, что это были какие-то подставные
лица или люди, сломленные физическим или моральным террором, вынужденные подписывать
то, что им подсовывали чекисты. Конечно" были сектанты, которые не принимали
большевизм, но в целом сектантство было не просто лояльно, а активно поддерживало
режим. Показательно, что в то время, когда русские люди, сопротивлявшиеся
коммунистической диктатуре, уничтожались, эмигрировали, уходили в подполье,
сектанты, покинувшие Россию в дореволюционное время, массами возвращались
в СССР, чтобы "принять участие в строитель-стве новой жизни". В то время,
как Православная Церковь уничтожа-лась, сектанты вели активную миссионерскую
деятельность: "Теперь более, чем когда-либо, - писал в 1925 году руководитель
секты ад-вентистов П. Свиридов, - своевременно и нам совершить духовный сдвиг
в деле проповеди троекратной евангельской вести по обширному СССР" [{ "Голос
истины", 1925. М| 1, С, 1.}].
В 1924-1925 гг. декларации о лояльности и сотрудничестве
с большевиками были сделаны баптистами, евангелистами и адвентис-тами на съездах
своих сект. (Прочие секты сделали это еще рань-ше). Вот в каких выражениях
была составлена декларация о лояльно-сти адвентистов 7-го дня: "С момента
возникновения Советской влас-ти на территории бывшей России адвентисты седьмого
дня, живущие в СССР, ни на минуту не сомневались, что лозунги, провозглашаемые
Советской властью, как то: "Переход от капитализма к социализму", "Заменить
монархию республикой", "Вся власть трудящимся. Советам", "Земля - трудящимся,
крестьянам", "Равноправие и самоуправление народов", "Кто не работает, тот
не ест", "Свобода совести, религиозной и антирелигиозной пропаганды", "Советская
республика - для всех религиозно преследуемых", "Отделение церкви от государст-ва
и школы от церкви" и "Введение нового стиля и нового правописания", - являются
магнитом, объединяющим всех здравомыслящих людей и народы в один крепкий Союз
ССР". В декларации адвентисты писали: "Мы убедились в том, что Бог в своем
провидении рас-положил сердце и дал мудрость нашему незабываемому В. И. Ленину
и его ближайшим сотрудникам в деле мудрой организации единственного в мире
прогрессивного и своевременного аппарата" [{ Отчет V Всесоюзного съезда адвентистов
7-го дня (ВСАД) М 1924 С 11}].
Аналогичным образом вели себя в 20-е гг. и баптисты.
Чтобы из-бежать упреков в тенденциозном освещении их деятельности, приведем
цитату из газеты "Безбожник": "Громадное большинство сектантов в своих проповедях
громко уверяют о наступлении коммунизма только при условии массового вступления
в секту. Баптисты не отстают и повторяют то же самое на всех своих проповедях,
предназначенных для уловления масс. По их заявлениям, стоит только начать
жить по Евангелию, - иронизирует автор "Безбожника", - как коммунизм на земле
обеспечен, не говоря уже о райском житье на небесах" [{ Безбожник. 1925, №
27(128). С. 2. }].
Следует учитывать, что баптисты и адвентисты считались
буржу-азными, "правыми", "умеренными" сектами. И, действительно, их за-явления
отличались известной сдержанностью, а большевики-атеисты недолюбливали их
больше, нежели религиозных нигилистов. Последние же вообще приблизили свою
лексику в максимальной степени к языку партийных документов. Вот что, к примеру,
писали члены молоканской коммуны "Новая жизнь" в Центральный Совет секты в
марте 1925 года: "Коммуна просит, чтобы Советскую власть поддержи-вать всеми
силами, способностями и средствами. Строго держаться всем ее распоряжениям
и советам. Ибо власть Советов поставлена и утверждена самим богом. Партию
большевиков-коммунистов считать благословенной богом, члены ее верные служители
божий; это верно, аминь! Мировая революция быстро приближается и исчисляется
не годами, а месяцами, бог ускоряет свое дело" [{ Цит. по: А. И. Клибанов.
Ук. соч. С. 244. }].
Несмотря на идейную близость, большевики недолго
использова-ли "всячески и целиком" своих временных союзников. С конца 20-х
гг. режим, сокрушивший историческую Россию и упрочивший к тому времени свое
положение, начал очищать свои ряды от "левацких" элементов, различных "уклонистов".
Не могли быть забыты и сектанты. Именно тогда Агитпроп начинает создавать
миф о сектантах как скопище "буржуазных", "антисоветских", "антисоциалистичес-ких"
элементов.
Открытые массовые репрессии против сектантов начались
в эпо-ху коллективизации, когда уничтожалась одна сектантская коммуна за другой.
Но даже тогда часть сектантов воспринимала происходя-щее как недоразумение
и оправдывала официальный курс. Вот что писал один из рядовых толстовцев В.
Г. Черткову: "Коммунисты. Посланные богом (или рожденные недовольством жизни).
Цель их - отнять у людей их собственность, главный источник зла, и отбить
от людей их всякую охоту и заботу в накоплении материального благосостояния
к наследственности и про черный день". Говорят, что коллективизация - второе
крепостное право. Это неверно. Коллективизация, наоборот, освобождает человека
от всего мертвого, всего материального приобретения...." [{ А. И. Клибанов.
Материалы о религиозном сектантстве в послеоктябрьский период в архиве В.
Г. Черткова//3ап. отдела рукописей Гос. библиотеки им. В И. Ленина, т. 28.
М., 1966. С. 84-85.}].
Жестокая расправа Сталина с сектантами привела к значитель-ному сокращению их рядов и поставила их в разряд "врагов наро-да". Любопытно, что в годы Отечественной войны Гитлер вынашивал планы использования сектантов для окончательного расчленения и дезинтеграции России: "В любом случае следует избегать единых церквей на более или менее обширных русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о боге. Даже если таким образом жители отдельных деревень станут, подобно неграм или индейцам, привержен-цами магических культур, мы это можем только приветствовать, по-скольку тем самым разрушающие тенденции в русском пространстве еще более усилятся" [{ Г. Пикер. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993. С. 198.}].
С тех пор прошло много десятилетий. Утекло немало воды и кро-ви. За эти годы произошло примирение Православной Церкви со ста-рообрядцами и сложились терпимые и корректные отношения с теми сектами, которые раньше были абсолютно непримиримыми врагами церкви.
Но это, очевидно, не устраивает те политические силы, которые немало поработали над развалом "империи зла". Ныне мы являемся свидетелями настойчивых попыток сломать межконфессиональный ба-ланс, окончательно вытеснить традиционные для России религии на задворки общественной жизни. При этом сектантство открыто рассмат-ривается в качестве инструмента в борьбе против возрождения исто-рической России определенными политическими силами. Попытка за-конодательно ограничить (не запретить!) деятельность тысяч и тысяч заморских миссионеров вызвала решительное сопротивление со сторо-ны антирусски настроенных западных политических кругов и наших ультралибералов. Дело дошло даже до агрессивных дипломатичес-ких демаршей со стороны американского Конгресса и МИД Велико-британии летом 1993 г. Они в ультимативной форме потребовали пол-ной свободы деятельности сект на территории бывшего СССР, бук-вально выкручивая руки Ельцину, который принял их условия, нало-жив вето на поправки парламента России к закону "О свободе веро-исповеданий", принятых, между прочим, абсолютным большинством голосов.
Необходимо отметить, что в большинстве западноевропейских го-сударств деятельность сект жестко регламентирована и зачастую су-щественно ограничивается законодательством.
Все эти явления в очередной раз заставляют русское общество оп-ределиться в своем отношении к сектантству. Наш небольшой истори-ческий экскурс - посильный вклад в это необходимое дело.
СОЦИАЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОЛЬ СЕКТАНТСТВА [{ В качестве комментария к данному документу см. статью А. Ю. Минакова "Сектанты и революция".}] "БЕЗБОЖНИК", 1925, № 49 (150) - № 50 (151).
Подготовил Сальников В. И.
Для успеха социальной революции и распространения и укрепле-ния советско-коммунистического строя не только у нас, но и во всем мире, необходима, как говорил Владимир Ильич Ленин, "смычка", со-трудничество рабочих и крестьян.
Так как крестьянство живет еще собственнической психологией, то В. И. Ленин, который хорошо изучил крестьянский вопрос, принуж-ден был для установления "смычки" с крестьянством сделать некото-рую ему уступку: вместо требуемого коммунизмом полного отрицания частной собственности он предложил советской власти признать част-ную собственность мелких крестьян и установить "надолго и всерьез" новую экономическую политику, что и было сделано. Так как нэп по своей природе противоположен коммунизму, то установленная при его помощи "смычка" с крестьянством, все еще мало способствует разви-тию социальной революции, особенно в ее коммунистическом направ-лении, почему, по совету т. Ленина, в последнее время и предлагается крестьянству кооперация, полагая, что она мало-помалу будет приго-товлять его к коммунизму.
Но изучая крестьянство и устанавливая нэп, тов. Ленин в то же время заметил, что среди крестьян есть и такие, которые в большей или меньшей степени уже вытравили из своей души собственническую психологию и потому живут коммунами, артелями и другими коллекти-вами. Это, главным образом, сектанты, число которых доходит до не-скольких миллионов и психология которых располагает их к восприя-тию коммунизма.
Ознакомился же с сектантством тов. Ленин тогда, когда жил у тов. Бонч-Бруевича, где тот изучал сектантские материалы, т. Ленин, к своему удивлению и радости, нашел среди крестьян и таких, кото-рые, будучи сектантами, давно уже стремились к коммунизму, и пред-ложил тов. Бонч-Бруевичу написать от имени Наркомзема воззвание к сектантам о привлечении их к сотрудничеству для устройства об-разцовых колхозов. Т. Бонч-Бруевич написал такое воззвание и дал его прочесть т. Ленину. Т. Ленин прочел и одобрил его и предложил Наркомзему опубликовать это воззвание в газетах, в которых оно и было напечатано в 1921 году, и, кроме того, оно было тогда же изда-но Наркомземом отдельным листком в количестве 50 000 экземпляров. Так как это воззвание, будучи составлено и опубликовано по предло-жению В. И. Ленина, является одним из его заветов, обязательность которых усугубилась после его смерти, то я считаю нужным привести его здесь, тем более, что оно почти забыто и многим совершенно неиз-вестно. За недостатком места я приведу только следующие слова: "В России имеется много сект, приверженцы которых, согласно их уче-нию, издавна стремятся к общинной, коммунистической жизни. В ос-нову этого своего стремления они кладут обыкновенно слова, взятые из "Деяний апостолов": "Никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее". Многие сектанты строго проводили эти заветы в жизнь и жили общинами, коммунами. Все правительст-ва, все власти, все законы во всем мире, во все времена шли против такой жизни, и сектантов за это во всех странах, в том числе и в Рос-сии, жгли на кострах, убивали, мучили, гноили в тюрьмах, разрывали их общины и рассылали в ссылки по разным углам земли и всячески преследовали, но они оставались твердыми в своих убеждениях и, умирая, завещали своим братьям продолжать ту же борьбу, ту же общин-ную жизнь.
Наркомзем, зорко присматриваясь к этим народным группировкам и внимательно прислушиваясь к голосам совести этих народных масс, нашел настоящее время наиболее подходящим для того, чтобы при-звать к творческой земледельческой работе эти народные, по преиму-ществу крестьянские и ремесленные, так называемые сектантские и старообрядческие массы, уже организованные в свои общины, пре-красно друг друга знающие, слитные и объединенная каждая в своем течении единым стремлением, зарекомендовавшие себя трудоспособ-ностью, честностью, исполнительностью, прямотой и искренностью"...
В конце этого воззвания предлагается образовать при Наркомземе особую комиссию для устройства образцовых колхозов из числа сектантов. Эта комиссия была названа "Комиссией по заселению сов-хозов, свободных земель и бывших имений сектантами и старообряд-цами", сокращенно ОРГКОМСЕКТ.
Вот завет В. И. Ленина о сектантах и его надо исполнять. К со-жалению, на этот завет почему-то - вероятно, потому, что он связан с религией, - обращается очень мало внимания, несмотря на то, что в прошлом году XIII съезд РКП как бы намекнул об этом завете. Этот съезд постановил следующее: "Особенно внимательное отноше-ние необходимо к сектантам, из которых многие подвергались жесто-чайшим преследованиям со стороны царизма и в среде которых заме-чается много активности. Умелым подходом надо добиться того, что-бы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы. Ввиду -многочислен-ности сектантов работа эта имеет большое значение".
А т. Рыков, при обсуждении вопроса о сектантах на XIII съезде РКП, сказал следующее: "Мне кажется, что по вопросу о сектантах яет достаточного понимания того, что сектантство наше в высшей сте-пени разнообразно. Мы знаем, что на почве религиозного движения имели место и революционные движения, проникнутые в большей сте-пени коллективизмом. Мы знаем сектантское движение, которое в до-революционный период иногда сотрудничало с нами. Мы знаем, что в период заграничной "Искры" мы издавали специальный орган (жур-нал "Рассвет", который издавался в Женеве под редакцией т. Бонч-Бруевича), чтобы использовать те сектантские движения, которые идут по революционному руслу. Поэтому есть сектантство и сектантство, и те сектантские течения, которые под религиозным соусом проводят ре-волюционные задачи и которые иногда близки к отрицанию частной собственности, нужно использовать всячески и целиком".
А что действительно были и есть такие сектанты, которые' прово-дили и проводят революционные задачи и жили и живут коммунисти-чески, или, по крайней мере, коллективно, - об этом свидетельствует вся их история и современная жизнь.
Прежде всего надо сказать, что древние христиане, будучи еще сектантами, а не церковниками, так как христианских церквей с их попами тогда еще не было, признавали такого Христа, который, как верили они, пришел "низложить сильных с престолов", то есть унич-тожить царей и других правителей - угнетателей народа, - и "воз-нести смиренных", то есть угнетаемых /Лука, 1, 52/, и отнять власть от угнетателей и передать ее угнетенному народу /От Матф., 21, 43/, то есть эти христиане признавали Христа революционером, а потому и сами они были революционерами, совершая такие акты, как сожжение царского дворца Никомедии, отказ от признания царей высшей, божес-кой властью, от почитания царских статуй и изображений, и прочее.
Кроме того, как видно из "Деяний апостолов", древние христиане были в то же время и коммунистами, так как они /"ничего из имения своего не называли своим, но все у них было общее, и каждому дава-лось, в чем кто имел нужду" /4 гл., 32-35 ст./.
На этом основании Энгельс в своем введении к книге Маркса "Классовая борьба во Франции" говорит о древних христианах следу-ющее: "Почти тысяча шестьсот лет тому назад в Римском государстве развивала свою деятельность опасная партия переворота. Она под-капывалась под религию и все основы государства. Она как раз от-рицала, что императорская власть представляет собой высший закон. У нее не было отечества. Она была интернациональна. Она простира-ла свое влияние на все земли империи, от Галлии до Азии, и даже за пределы империи. Она долго занималась подземной, тайной работой, пока не почувствовала себя достаточно сильной, чтобы выступить со-вершенно открыто. Эта партия известна под именем "христиан". Из этих слов видно, что Энгельс называет древних христиан-сектантов партией переворота, то есть революционной партией, а несколько ни-же - и "социалистами".
И в дальнейшей своей истории сектанты играли такую же рево-люционную роль, особенно после того, как между ними появились по-пы, которые, соединившись с царями и богачами, стали проповедовать не Христа-революционера, друга угнетаемых и врага угнетателей, а Христа-соглашателя, друга угнетателей, не коммунизм, а священную собственность, не "низложение сильных", а повиновение им, как бо-жеской власти, и стали беспощадно гнать и прямо поголовно истреб-лять сектантов, как еретиков, -революционеров и коммунистов. Осо-бенно жестоко гнала их католическая церковь, основав для этого специ-альную организацию - "инквизицию", - при помощи которой и так называемых "крестовых походов" ей удалось почти уничтожить сек-тантов в своей среде. Тогда более горячие сектанты взялись даже за оружие и подняли целый ряд восстаний (альбигойцы, гуситы, табориты, анабаптисты и др.), и даже в XVII столетии приняли горячее уча-стие в Великой английской революции, в которой главную революцион-ную роль играли сектанты-пуритане, со своим вождем, генералом Кромвелем, и которая первая провозгласила и установила граждан-скую, политическую и религиозную свободу в Англии, хотя, однако, не полную.
Часть английских сектантов в это время переселилась в Северную" Америку и образовала там Северо-Американские Соединенные Шта-ты с несколько большей свободой.
Такова роль сектантов в прошлом, но так как нам более важна знать не то, что было в прошлом, а то, что происходит в настоящем, то и по отношению к сектантству нам очень важно знать, играет л", оно и в настоящее время социально-революционную роль. На это я твердо отвечаю: да. У меня имеется много фактов, доказывающих это. Из числа этих многих фактов я укажу только некоторые.
Всем известно, что наша революция 1905 года не удалась глав-ным образом, потому, что была расстреляна Семеновским полком. На этот Семеновский полк, который расстрелял революционеров в Москве в 1905 году, совсем иначе поступил с революционерами в Ленинграде в 1917 г., когда к казармам Семеновского полка подошли революци-онные рабочие, то начальство Семеновского полка приказало солдатам расстрелять этих рабочих, причем были расставлены пушки и пулеме-ты вокруг казарм. К счастью, в это время в казармах на гауптвахте сидели сектанты за отказ от военной службы, сидели несколько лет а вели пропаганду в этом Семеновском полку. Я был на свободе и, посе-щая этих сектантов в казарме, помогал им вести пропаганду. Там, в канцелярии у меня был знакомый офицер, и я через него и через сек-тантов распространял соответствующую литературу среди солдат полка. Можно сказать, что за это время мы распропагандировали весь Семеновский полк в том смысле, что убивать своих братьев очень грешно. Когда началась революция и военное начальство приказало солдатам стрелять в рабочих, то сектанты, сидевшие в этом полку на гауптвахте, бросились на колени перед солдатами и, рискуя своей жи-знью, стали умолять их не стрелять, а выйти из казарм и побрататься с рабочими. И солдаты поклялись сектантам так поступить. Когда ре-волюционные рабочие подошли к казармам, солдаты не сделали ни одного залпа. Они раскрыли ворота казармы и с музыкой и пением "Марсельезы" побратались с рабочими. Вот одна революционная за-слуга сектантов настоящего времени.
Укажу на другой факт. Когда возникла мировая война,
и боль-шевики, еще живя за границей, стали призывать к братанию тех не-счастных
рабочих и крестьян, которые, во имя интересов буржуазии убивали друг друга,
то и мы, сектанты, находясь здесь в России, то-же стали призывать их к братанию,
подвергаясь за это гонениям со стороны царизма. А когда наступило время керенщины
и когда мож-но было печатать все, что угодно, то мы, сектанты, стали печатать
многочисленные воззвания о прекращении войны и целыми мешками посылать их
на фронт, солдатам, от которых потом мы получали письма с благодарностью.
В этих письмах солдаты писали так: "Мы получили ваше воззвание о прекращении
войны, мы прочли его перед всем полком, и весь полк решил не воевать, разойтись
по домам", что, как известно, и произошло. Вот вторая революционная заслуга
сектантов.
Вот еще один факт. Когда в царствование Керенского,
в дни го-нений на большевизм, московские печатники отказались набирать большевистский
журнал "Спартак", то редакционная коллегия послед-него обратилась в типографию
сектантов-баптистов "Слово истины", где он и был напечатан, о чем говорится
и в журнале "Московский печатник" от 22 января 1924 года, № 16. В этой же
типографии печаталась тогда и другая большевистская литература, в том числе
и воз-звание большевиков против мировой войны. Вся эта большевистская литература
печаталась в этой типографии с разрешения баптиста П. В. Павлова.
Следует напомнить еще и такой факт. Когда в начале
1919 года 14 союзных иностранных государств совместно с дикими, им подчиненными
народами, с тысячами пушек, пулеметов, танков, аэропланов, с удушливыми газами
и другими истребительными средствами, собирались к походу на Россию для уничтожения
советской власти, то против этой грозной военной интервенции немедленно выступили
сектан-ты-"трезвенники" с воззванием, которое тотчас же было передано по радио
Наркоминделами Чичериным на английском, французском и не-мецком языках "Всем,
всем, всем", которое затем было напечатано во многих европейских газетах и
доставлено американскому президенту Вильсону, участвовавшему в заседаниях
мирной конференции в Париже, его другом американцем Херроном (Неггоп), признавшим
это воззвание очень важным. И вскоре после этого эти государства отказались
от своей чудовищной интервенции.
Я далек от мысли объяснять все эти факты исключительно
влия-нием сектантов, но, несомненно, что и они сыграли известную роль во всем
этом. И если наши враги вздумают вновь предпринять интервенцию или другой
какой поход против нас, то сектанты будут вести борьбу и с этой интервенцией,
и с этим походом согласно своим убеждениям.
Иван Трегубов-толстовец
В подтверждение правдивости этой статьи и в знак солидарности, с ней подписываемся и мы - сектанты:
ев. христианин И. Беляев
баптист П. Павлов
адвентист седьмого дня И. Янцен
духобор С. Голубов
адвентист 7-го дня Г. Лепсак
Главная социально-революционная заслуга сектантов заключается в том, что они строят образцовые колхозы.
Вот, например, сектантский коллектив в Сальском округе Северо-Кавказского края, сельскохозяйственное товарищество "Серп и мо-лот". Там на 50 тыс. дес. земли два года тому назад поселились 10 тыс. молокан ц за эти два года они достигли таких блестящих ре-зультатов, что когда их представители, приехав в Москву в декабре 1924 года, привезли с собой фотографические снимки с этого коллек-тива и показали их представителям советской власти, то все они при-шли в восторг. Подробно об этом коллективе я писал в "Известиях" от 13 февраля сего года и в первом номере молоканского журнала. Такой же благоустроенный, но несколько меньший, колхоз, представля-ет собой и духоборческий коллектив, сельскохозяйственное товари-щество "Труд и мир", находящийся в том же Сальском округе и сос-тоящий из 4 тыс. человек на 20 тыс. дес. земли.
Но самый блестящий сектантский колхоз представляет собою коммуна духоборов в Канаде, куда они, по причине гонений со сторо-ны царизма, принуждены были переселиться из России в 1899 г. в количестве 8 тыс. человек. В настоящее время число всех духоборов в Канаде доходит до 14 тыс. Половину из них составляют так назы-ваемые "независимые" духоборы, отделившиеся от духоборческого. вождя Веригина и живущие отдельными фермами. Другую половину в 7 тыс. человек представляет эта самая коммуна, которая в 1917 г. была зарегистрирована канадским правительством под названием: "христианская община-коммуна всемирного братства". Все имуще-ство этой коммуны оценивают в семь миллионов долларов, о мощнос-ти и блестящем состоянии коммуны свидетельствуют и канадские сельскохозяйственные выставки, на которых этой коммуне присужда-ются первые премии.
Такие же сектантские коллективы имеются и в других странах. Особенно их много в Северо-Американских Соединенных Штатах, ко-торые и сами созданы сектантами.
Поэтому, если завет т. Ленина и постановление XIII съезда РКП о привлечении сектантов к советско-коммунистическому строительст-ву будут твердо проводиться в жизнь, то это строительство пойдет еще успешнее не только у нас, но и за границей, благодаря тому, что сек-танты находятся во всех странах мира, и многие из них, как мне хо-рошо известно, хотят помочь нам как своим трудом, так и своим имуществом, независимо от того правительства, которое мешает им войти в союз с нами.
Недаром уже и в настоящее время в протестантских странах, изо-билующих сектантами и самих по себе почти сектантских, коммунизм или, по крайней мере, сочувственное отношение к нему и к советской власти развивается успешнее, нежели в странах католических, в которых почти не имеется сектантов, напротив, в католических странах с большим успехом развивается фашизм - заклятый враг коммунизма, потому что католичество, будучи враждебно сектантству, вместе с тем, враждебно и коммунизму.
Поэтому нынешний римский папа поддерживает главу фашистов. Муссолини и, по примеру средневековых пап, боровшихся крестовыми. походами с тогдашними сектантами-революционерами, собирается и с нами, коммунистами, бороться крестовым походом, и для этого он ве-лел обучить русскому языку 15 тыс. католических монахов и объявил этот год священным для подготовки католиков к этому походу.
И у нас самое враждебное отношение к коммунизму замечается
среди церковников, особенно среди православных - тихоновцев, при-верженцев
патриаршества, этого своего рода царизма. Когда я в од-ной своей беседе с
бывшим патриархом Тихоном сказал ему, что я приветствую признание им советской
власти, но что ему следует сде-лать еще шаг вперед и признать коммунизм, то
он энергично замахал руками и сказал: "Нет, нет, нет". Его поклонники также
не признают коммунизма и потому что православие, как и католичество, также
враждебно к коммунизму, о чем как и о борьбе с ним то и другое откровенно
заявляют за пределами СССР.
Поэтому замечаемое в последнее время усиленное развитие
сек-тантства за счет всякого рода церковников заслуживает со стороны советской
власти и коммунистической партии, если не поощрения, то" по крайней мере,
воздержания от всякого рода стеснений. К сожалению, некоторые представители
советской власти и коммунистической партии, особенно провинциальной, враждебно
относятся к сектантам и стесняют их деятельность.
Но я надеюсь, что теперь, после напоминания вышеприведенных
заветов т. Ленина и постановления XIII съезда РКП о сектантах и приведения
целого ряда фактов их чрезвычайно полезной деятельности такое враждебное отношение
к ним в конце концов будет ликвидировано, и тогда сектанты еще с большей энергией
будут работать на почве советско-коммунистического строительства, и тогда
это строитель-ство благодаря многочисленности сектантов еще успешнее пойдет
вперед.
А для того, чтобы ликвидация этой вражды к сектантам поскорее закончилась, надо еще указать на причину этой вражды и показать ее неосновательность.
Вражда эта вызывается двумя особенностями ответов:
1. их ре-лигиозностью и 2. отрицанием некоторыми из них воинской службы. Но,
во-первых, сектантская религиозность во многом отличается от церковной религиозности,
особенно религиозность таких сектантов, как духоборы. Отождествляя бога с
природой и потому являясь пантеизмом или монизмом, религия таких сектантов
близка к мировоззрению советско-коммунистической власти. Но главное достоинство
сектантской религиозности заключается в том, что она отрицает церковную иерархию
(попов), эту своего рода аристократию, отрицает со-вершаемое ею колдовство
(таинство и обряды), посредничество ее между богом и верующими в него людьми
и деление ею людей на два неравных по достоинству и правам класса: с одной
стороны "духовенство" (церковная иерархия), утверждающая, что оно, особенно
его глава "владыка", епископ, владеет какой-то благодатью, получаемой им непосредственно
от самого бога, и, с другой стороны, "миряне", по-лучающие, по уверению "духовенства",
эту благодать только из рук "духовенства", обыкновенно за известную мзду.
Все это, собственно, и является тем религиозным ядом, которым попы отравляют,
угнетают и эксплуатируют трудящихся и с которыми боролся Маркс, а теперь борется
и советско-коммунистическая власть. Поэтому с этой сторо-ны сектантская религиозность
близка к идеологии советско-коммунистической власти, и последняя не должна
из-за нее стеснять сектантов, тем более, что они ведут борьбу, и довольно
успешную, с попами, этими несомненными врагами коммунизма.
Во-вторых, военную службу отрицают только немногие
сектанты, которым советская власть предоставила право быть свободными от этой
службы, причем и эти сектанты не ведут агитации против Красной Армии, хорошо
понимая, что такая агитация будет ослаблять Красную Армию и тем способствовать
возврату царизма, который в свое время жестоко их преследовал, чего, конечно,
сектанты не желают.
А для того, чтобы правом освобождения от военной
службы не могли пользоваться дезертиры, шкурники, советской власти следует
требовать от отказавшихся от военной службы несомненных доказательств искренности
их религиозных убеждений, запрещающих им употреблять оружие, отказа от их
частной собственности, как несовместимой с отрицанием военной службы, се охраняющей,
и полной готовности быть строителями новой советской коммунистической жизни,
и тогда таковые должны считаться не преступниками, а одними из лучших сотрудников
в советско-коммунистическом строительстве.
Вот почему В. И. Ленин, хорошо понимая душевное настроение
таких сектантов, как духоборы, и надеясь иметь в их лице лучших сотрудников
в деле нового, советско-коммунистического строительства, и настоял на издании
особого декрета об освобождении таких людей от военной службы, который и появился
4 января 1919 г. за его под-писью, и который затем вторично был подтвержден
им 14 декабря 1920 года.
Большинство же сектантов признает военную службу и служит в Красной Армии.
Советско-коммунистическое строительство - слишком
большое и очень сложное дело, в котором есть и нэп, и коммунизм, и религия,
и безбожие, и военная служба, и ее отрицание, все эти крайности неизбежны,
но, во избежание конфликта между ними, необходимо подвергнуть их известной
обработке и приглаженности друг другу. Вот почему и В. И. Ленин, прощаясь
с сектантом-баптистом И. П. Петровым, приезжавшим к нему из Новгородской губернии
в 1918 г. за советом и содействием по устройству сельскохозяйственной коммуны,
хотя и сам не верил в бога, но, однако, сказал ему следующее: "Да поможет
вам ваш бог, в которого вы так твердо верите, во всех ваших начинаниях по
созданию той коммуны, к которой рвется ваша христианская душа, а советская
власть в этих начинаниях вам всегда окажет содействие".
Будем же и мы, подобно В. И. Ленину, терпимы друг
к другу, и будем не мешать, а помогать друг другу, стремиться к одной общей
цели - коммунизму - так, как велит совесть и разум каждого, и тогда социальная
революция пойдет быстрее, несмотря на все козни ее врагов. И если Муссолини
с папой и католическими попами, Цанков с православными попами, Чемберлен с
попами англиканской церкви, и Гинденбург с попами лютеранской церкви вздумают
действительно пойти крестовым походом против нас, коммунистов, то многочисленные
сектанты Германии, особенно Саксонии, родины революционных ана-баптистов-коммунистов,
Англии, где среди рабочей партии очень мно-го сектантов, Болгарии, Чехословакии
и Югославии, где также мно-го сектантов, потомков революционных таборитов,
и других, особенно Северо-Американских Соединенных Штатов, переполненных сектанта-ми,
- сочтут своим долгом стать на защиту нас, как исповедников коммунизма, который
завещан не только Марксом и Лениным, но и Христом, и древними христианами,
жившими коммуной, и за который боролись с попами, царями и богачами, страдали
и умирали древние христиане и средневековые сектанты и бороться за который
мы, рус-ские сектанты, призываем и нынешних сектантов всего мира.
И как только эти наши враги объявят нам войну, так тотчас же находящиеся в их странах сектанты должны призвать их армии к воен-ной забастовке и братанию с нами и всячески препятствовать их по-ходу против нас. И сейчас, когда коммунисты беспощадно истребляются озверев-шим Цанковым, почти повсеместно преследуются буржуазными пра-вительствами и безнаказанно всячески оскорбляются, насилуются и убиваются фашистами, или поощряемыми и попами благословляемы-ми, сектанты как исповедники коммунизма, завещанного Христом и древними христианами, не должны оставаться равнодушными к это-му, а должны всячески защитить коммунизм и тех, которые ему слу-жат, согласно своей совести и разуму.
Но главная социально-революционная заслуга сектантов заклю-чается в их творческой, мирной работе на пользу коммунизму в их строительстве образцовых колхозов, каковы, например, кооперативное товарищество "Серп и молот" из десяти тысяч молокан в Сальском округе Северо-Кавказского края, кооперативное товарищество "Труд и мир" из четырех тыс. духоборов там же и особенно блестящая "хри-стианская община-коммуна всемирного братства" из 7 тыс. духоборов в Канаде, получающая на канадских сельскохозяйственных выставках первые премии.
Так как теперь и Советская власть, руководимая коммунистичес-кой партией и поддерживаемая многомиллионным союзом трудящихся, также стремится к такому же мирному коммунистическому творчеству, что особенно проявилось на III Всесоюзном съезде Советов, то настало время и нам, сектантам всего мира, проявить свою вековую мечту о всеобщем мире и всемирном братстве и всячески мешать ее врагам, вселять вражду между трудящимися и вновь заливать мир их кровью" к чему мы, русские сектанты, и призываем сектантов всего мира.
Такова социально-революционная роль сектантства в прошлом, на-стоящем и будущем, правда, как справедливо заметил т. Рыков, есть и другое сектантство - реакционное, но оно ничтожно и, как исключе-ние, в счет не идет.
И если во исполнение вышеприведенного завета В. И.
Ленина и постановления XIII съезда РКП, будет установлена "смычка" и с такими
сектантами, о которых здесь говорится, то социальная революция и советско-коммунистическое
строительство пойдут, несомненно" с большим успехом как у нас, так и во всем
мире.
Ив. Трегубов.
В подтверждение правдивости этой
статьи и в знак своей солидарности с ней подписываемся и мы - сектанты ев.
христианин И. Беляев, баптист П. Павлов, адвентист 7-го дня И. Янцен, духобор
С. Голубов, адвентист 7-го дня Г. Лебсак, духовный христианин-молоканин А.
И. Желтов.
|