Министерство юстиции Российской Федерации
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ
О
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОРГАНАХ ЮСТИЦИИ РФ
Приказ от 16 февраля 1998 г. № 19
В связи с принятием Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст.4465) приказываю:
1. Утвердить Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации
2. Правила регистрации уставов (положений) религиозных объединений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.11.94 г. № 19-01-159-94 (зарегистрированные в Министерстве юстиция Российской Федерации 15.12.94 г. № 747), считать утратившими силу.
Министр С. Степашин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 1998 г.
Регистрационный
№ 1482
ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ
РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОРГАНАХ ЮСТИЦИИ РФ
Утверждены приказом Минюста РФ от 16 февраля 1998 г. №19
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны на основе Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465), далее именуется - Закон, иных актов законодательства Российской Федерации и регулируют порядок рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют федеральный орган юстиции - Министерство юстиции Российской Федерации и органы юстиции субъектов Российской Федерации (далее именуются - регистрирующие органы).
Министерство юстиции Российской Федерации регистрирует централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также религиозные учреждения и организации, образуемые централизованными организациями, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Органы юстиции субъектов Российской Федерации регистрируют местные религиозные организации, централизованные религиозные организации, состоящие из местных религиозных организаций, находящихся в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а также религиозные учреждения и организации, образуемые централизованными организациями, зарегистрированными в органе юстиции субъекта Российской Федерации.
3. Религиозные организации, созданные до вступления в силу Закона и зарегистрировавшие в органах юстиции свои уставы, подлежат государственной перерегистрации, которая должна быть проведена не позднее 31 декабря 1999 года в соответствии с требованиями Закона. Рассмотрение заявлений о государственной перерегистрации религиозных организаций производится в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация религиозных организаций. По истечении указанного срока религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, могут быть ликвидированы в судебном порядке по обращению регистрирующего органа.
Согласно пункту 3 статьи 27 Закона перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета их деятельности, указанные в Законе, не производится. При отказе в перерегистрации по указанным основаниям регистрирующий орган передает материалы в суд.
Религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет или подтверждающего их вхождение в централизованную религиозную организацию, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного пятнадцатилетнего срока.
II. Порядок представления документов для
государственной
регистрации религиозных организаций
4. Для государственной регистрации местной религиозной организации ее учредители представляют в соответствующий регистрирующий орган следующие документы:
4.1. Заявление о государственной регистрации установленной формы согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.
4.2. Список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения.
4.3. Устав религиозной организации в двух экземплярах, отвечающий требованиям статьи 10 Закона.
Оба экземпляра устава должны быть в машинописной форме, идентичны, пронумерованы и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.
4.4. Протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе его участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним.
4.5. Документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром.
4.6. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских
прав и обязанностей.4.7. Документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
В случае несовпадения места нахождения н юридического адреса религиозной организации также указывается адрес фактического места нахождения религиозной организации.
4.8. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляются устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
5. Для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в регистрирующий орган представляются:
5.1. Заявление о государственной регистрации по форме, установленной в подпункте 4.1 настоящих Правил.
5.2. Список учредителей религиозной организации с указанием их наименования, места нахождения, руководящего органа (руководителя) и регистрационных данных.
5.3. Нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителей (учредителя).
В случае, если учредители (учредитель) зарегистрированы в том регистрирующем органе, куда они обращаются с заявлением о государственной регистрации создаваемой религиозной организации, указанные в данном подпункте документы не представляются.
5.4. Устав создаваемой религиозной организации в двух экземплярах, утвержденный ее учредителями (учредителем), отвечающий требованиям, установленным в статье 10 Закона.
5.5. Соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).
5.6. Сведения о религиозных организациях, входящих в структуру создаваемой централизованной организации, с приложением уставов и копий свидетельств о государственной регистрации не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру.
5.7. Документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
5.8. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, представляются документы, предусмотренные в подпункте 4.8 настоящих Правил.
5.9. Документы и иные материалы представляются в регистрирующий орган на русском языке - государственном языке Российской Федерации (Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" - Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991. № 50, ст. 1740).
6. Документы, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, представляются в регистрирующий орган на государственном (официальном) языке страны нахождения с их переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 г., к которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г., если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии на них специального штампа "apostille" (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Официальные документы и акты, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы и акты изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их
компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная Российской Федерацией в 1993 г.).III. Порядок рассмотрения заявлений о
государственной
регистрации религиозных организаций
7. Заявление о государственной регистрации и учредительные документы религиозных организаций представляются в регистрирующий орган руководителями религиозной организации или специально на то уполномоченными лицами непосредственно либо направляются почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.
8. Поступающие на государственную регистрацию документы религиозных организаций учитываются в установленном порядке и передаются исполнителю. Датой представления учредительных документов в регистрирующий орган является дата их фактического поступления в регистрирующий орган.
Регистрирующий орган должен удостовериться в подлинности представленных документов и, в случае необходимости, вправе осуществить проверку их достоверности.
9. В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона в случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных Законом, регистрирующий орган вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей). При этом документы, представленные на государственную регистрацию, возвращаются религиозной организации.
10. Согласно пункту 8 статьи 11 Закона заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех необходимых документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. По результатам рассмотрения заявления регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации религиозной организации либо об отказе в государственной регистрации.
12. Решение о государственной регистрации религиозной организации оформляется в виде заключения и объявляется распоряжением регистрирующего органа или решением уполномоченного должностного лица регистрирующего органа.
13. Зарегистрированной религиозной организации выдается свидетельство о государственной регистрации установленного образца согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и один экземпляр устава в прошитом виде, заверенный регистрирующим органом.
На каждой странице двух экземпляров устава проставляется специальный штамп с указанием наименования регистрирующего органа, регистрационного номера и даты регистрации.
Оба экземпляра устава религиозной организации прошиваются и заверяются на обороте последнего листа подписью уполномоченного должностного лица и гербовой печатью регистрирующего органа.
Второй экземпляр устава религиозной организации и копия свидетельства о государственной регистрации религиозной организации подшиваются в регистрационное дело, хранящееся в регистрирующем органе.
14. На основании решения о государственной регистрации религиозной организации присваивается регистрационный номер, с которым она вносится в единый государственный реестр юридических лиц, ведущийся регистрирующим органом по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам и направляет сведения о государственной регистрации религиозных организаций в Министерство юстиции Российской Федерации в сроки и по форме, устанавливаемые Министерством юстиции Российской Федерации.
В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация обязана согласно пункту 12 статьи 11 Закона в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомить об этом регистрирующий орган.
15. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:
- цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;
- создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
- устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;
- в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована религиозная организация с тем же наименованием;
- учредитель (учредители) религиозной организации неправомочны.
16. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ в государственной регистрации религиозной организации по мотивам нецелесообразности ее создания не допускается.
В этом случае документы, представленные на государственную регистрацию, возвращаются религиозной организации только на основании ее заявления. При этом в регистрирующем органе остаются копии всех документов, имевшихся в деле на момент отказа в государственной регистрации.
17. Отказ в государственной регистрации религиозной организации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, повлекших отказ в регистрации.
Рассмотрение повторного заявления в регистрирующий орган и вынесение по этому заявлению решения производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
18. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
19. В случае признания судом отказа в государственной регистрации религиозной организации, не основанным на законе, исполнение вступившего в законную силу судебного решения производится в порядке, установленном законодательством.
20. Изменения и дополнения, внесенные в устав религиозной организации, подлежат государственной регистрации, которая производится согласно пункту 11 статьи 11 Закона в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций.
21. В случаях государственной регистрации изменений и дополнений в уставе религиозной организации, влекущих за собой изменение ее наименования и административной подчиненности, религиозной организации выдается новое свидетельство о государственной регистрации с прежним регистрационным номером. Ранее выданные свидетельство о государственной регистрации и устав аннулируются и подлежат возвращению в регистрирующий орган.
22. Согласно пункту 9 статьи 8 Закона религиозная организация обязана ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в регистрирующий орган соответствующей централизованной религиозной организацией.
Непредставление указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.
IV. Отмена акта о государственной регистрации
религиозной
организации
23. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона религиозная организация может быть ликвидирована:
- по решению ее учредителей либо органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;
- по решению суда в случаях, установленных Законом.
Представление о ликвидации религиозной организации может быть предъявлено в суд регистрирующим органом в случаях, предусмотренных Законом.
24. При ликвидации религиозной организации регистрирующий орган издает распоряжение об исключении религиозной организации из единого государственного реестра юридических лиц.
Свидетельство о государственной регистрации религиозной организации и ее устав, заверенный регистрирующим органом, подлежат изъятию и приобщаются к материалам регистрационного дела, находящегося на хранении в регистрирующем органе.
V. Рассмотрение заявлений о выдаче дубликатов документов
25. В случае утраты подлинников свидетельства о государственной регистрации религиозной организации или устава религиозной организации регистрирующий орган может выдать их дубликат.
26. Для выдачи дубликатов свидетельства о государственной регистрации религиозной организации и (или) устава религиозной организации в регистрирующий орган подаются следующие документы:
- заявление, подписанное руководителем религиозной организации;
- решение руководящего органа религиозной организации по факту утраты подлинников документов;
- материалы проверки, акты, справки и другие документы, подтверждающие факт утраты подлинников указанных документов.
27. Заявление о выдаче дубликатов свидетельства о государственной регистрации религиозной организации и устава рассматриваются регистрирующим органом в месячный срок. При необходимости проводится проверка достоверности факта их утраты.
По результатам рассмотрения заявления составляется соответствующее заключение.
28. По заявлению могут быть приняты решения о выдаче дубликатов документов либо об отказе в их выдаче. Решение о выдаче дубликатов документов объявляется распоряжением регистрирующего органа либо решением уполномоченного должностного лица органа юстиции.
В случае отказа в выдаче дубликатов документов, заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием оснований отказа.
29. При оформлении дубликатов регистрационных документов на их лицевой стороне делается отметка: "Дубликат". Копия выданного дубликата документа, а также материалы, послужившие основанием для его выдачи, приобщаются к регистрационному делу.
VI. Оформление и хранение материалов о
государственной
регистрации религиозных организаций
30. Материалы о государственной регистрации религиозной организации формируются в отдельное регистрационное дело, в котором должны находиться все документы, представляемые на государственную регистрацию, а также копия свидетельства о государственной регистрации религиозной организации,
В регистрационное дело приобщается вся последующая переписка по данной религиозной организации, справки о проверке ее уставной деятельности, ежегодная информация о продолжении ее деятельности и другие материалы, касающиеся этой религиозной организации.
Листы регистрационного дела пронумеровываются, скрепляются и подшиваются в папку с внутренней описью находящихся в нем документов.
31. Регистрационные дела хранятся в регистрирующем органе и являются документами постоянного хранения.
Выдача архивных справок и копий из регистрационных дел, а также допуск к ним исследователей осуществляется в установленном порядке.