МИССИЯ И ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ.

    Лекция, прочитанная Макарием, митрополитом Зимбабвийским

    (Александрийский Патриархат)

    православным студентам теологического факультета

    г. Йоэнсуу (Финляндия) 16 октября 1998 г.

    "...А земли брать в наследие остается еще очень много" (Ис. Нав. 13, 1)

    С такими словам, дорогие братья и сестры, Господь обратился к своему верному рабу и храброму воину Иисусу Навину, когда тот состарился и достиг преклонного возраста. Иисус Навин долгие годы своей жизни завоевывал землю, обещанную Господом своему народу Израилю, причем часть этой земли уже была завоевана Моисеем. И тем не менее, все еще оставалось много земли для того, чтобы "взять ее в наследие" и разделить между коленами Израиля. Итак, дорогие браться и сестры, тема моего сегодняшнего доклада не ветхозаветное богословие, но миссия и евангелизация. Почему же тогда я начал не с классического миссионерского текста: "...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15)? Потому, что я твердо верю, что после долгих лет напряженной миссионерской работы все еще остается множество людей, которые никогда не слышали о Господе Иисусе Христе, Который умер на кресте за грешников - людей, все еще сидящих во тьме в стране и тени смертной (см.: Мф. 4, 16). И не только в Африке или в Азии, но также и в самом центре цивилизованной и, тем не менее, варварской, христианизированной и, тем не менее, все еще не обращенной, внешне богатой и, тем не менее, духовно голодающей Европы. Идолопоклонничество процветает. И не только идолопоклонничество индусского образца, но и весьма рафинированное. Люди поклоняются своим любимым, своей собственности, своим амбициям. Поэтому для любого искреннего служителя Евангелия остается очень много земли, которую нужно брать в наследие. Остаются тысячи возможностей для евангелизации.

    Евангелизация является неотъемлемой частью миссионерской работы. Конечно, необходимо соблюдать равновесие между евангелизацией и другими аспектами миссионерской деятельности, такими как, например, медицинская и образовательная работа; но врач-христианин должен указать своему пациенту на истинного Врачевателя душ и телес, а учитель-христианин - на Источник истинного знания. Медицина, образование и все другие типы благотворительной работы должны стать служанками Евангелия и не становиться на его место. Главное дело апостолов было провозглашать благую весь всем людям, а не основывать школы или больницы.

    Миссия Церкви должна освободить мир от власти сатаны и от рабства греху и смерти. Это освобождение является подлинным Евангелием для всего человечества, поэтому служение евангелизации является служением освобождению. Мессия был помазан для того, чтобы "благовествовать нищим... проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу" (Лк. 4, 18). Сегодня к тяжкой работе евангелизации была добавлена еще более тяжкая работа реевангелизации: все новые и новые номинальные верующие должны быть вновь ознакомлены с Благой вестью. Я назвал евангелизацию тяжкой работой. Я перечислю несколько главных препятствий, с которыми сталкивается проповедник в своей работе. Первое главное препятствие - это князь тьмы собственной персоной. Конечно, для христиан конца XX века это заявление может звучать абсурдом, но тем не менее, это истина. И каждый, кто работает на ниве Господней, может это подтвердить. Евангелизация разрушает власть сатаны. И поэтому он не может не реагировать и стремится подорвать служение Церкви, "ибо тайна беззакония уже в действии" (2 Фес. 2, 7). Диавол сегодня использует новые методы работы. Он использует образование, технологию и СМИ для дехристианизации человечества. Современный человек с самого рождения подвергается влиянию всех этих демонических планов, которые вовсе даже не считает чем-то нехорошим - для него они нормальны и естественны. Все, что мы слышим, видим и все, что мы читаем, отравлено смертоносным ядом греха.

    Еще одно препятствие к евангелизации - наша греховность. Она предотвращает возгорание в нас огня Святого Духа в нас, который мог бы наполнить нас священной ревностью о Господе, верой и энтузиазмом, необходимыми для того, чтобы передать Свет Христов другим, как это смогли сделать апостолы. И не только это. Мы представляем христианство слишком скучно и плохо, поэтому люди, вопрошающие нас о Христе, теряют к Нему интерес. Каждый наш грех, даже самый "повседневный", каждый компромисс с окружающими нас недобрыми обстоятельствами является препятствием для Евангелия.

    Еще одна проблема - это секуляризация. Современный человек организует свою жизнь независимо от Бога, как если бы Бог не существовал. Наше секуляризованное общество может даже терпеть Церковь как одну из многих ценностей нашей цивилизации или как национальный институт, который своими праздниками и обрядами немного приукрашает повседневную монотонность нашей жизни. Более того, многие из так называемых верующих придерживаются "воскресной религии". Иными словами, всю неделю они живут как неверующие, но по воскресеньям посещают церковные службы.

    Поэтому евангелизация - это задача, невыполнимая без помощи Бога. Христос предупредил своих учеников: "...ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). Евангелизация таким образом должна иметь своим центром Христа и провозглашать Его как единственный "Путь, Истину и Жизнь" (Ин. 14, 6). Там, где не провозглашается имя, учение, жизнь, обетование Царства и таинства Иисуса из Назарета, Сына Божия, не может быть подлинной евангелизации. Более того, евангелизация непременно подразумевает и требует жизненно важного и разделяемого всеми принятия всей полноты Благой вести. Евангелие естественным образом открывает новую живую общину - Церковь. Принятие вести о Царстве Божием одновременно является принятием и Церкви.

    Мы перечислили некоторые из главных препятствий для евангелизационной работы. Давайте теперь исследуем некоторые необходимые условия для благовествования. Что же это за условия? Богословская степень? Возможно. Несколько лет монастырской жизни? Полезно, но не обязательно. А что же тогда?

    Главное необходимое условие - это личная вера в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя, в согласии с учением нашей святой Православной Церкви. Это означает, что человек, желающий заниматься евангелизацией, должен прилагать серьезные усилия для своего духовного прогресса. Как он сможет принести кому-нибудь пользу и убедить другого человека узнать Христа, если он не стремится приблизиться к Христу сам? Слова Господа не предоставляют нам другого выбора: "...как можешь сказать брату своему: Брат! Дай я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе?" (Лк. 6, 42). Свт. Иоанн Златоуст, в течение своей жизни активно поддерживавший миссионерскую работу, замечает: "Давайте пытаться убеждать других нашими собственными жизнями, а не просто словами, потому что даже если мы говорим как философы, но не показываем пример боголюбивой жизни, в этом нет никакой пользы. Неверующие обращают гораздо большее внимание на наши дела, чем на наши слова. Если мы будем описывать им блаженство вечности, а сами будем выказывать привязанность к земным удовольствиям, мы лишь будем противоречить самим себе".

    Другое необходимое условие - это чувство глубокой ответственности за души тех, кто погибает из-за недостатка ведения (см.: Ос. 4, 6), кто впал в греховную грязь или во тьму сектантских лжеучений. Воистину, наша ответственность за таких людей велика. Конечно, главная ответственность все же лежит на тех, кто свободно избирает свой путь, но наше безразличие, наша трусость и наше бездействие способствуют гибели многих душ. Если мы понимаем, что все это будет способствовать нашему осуждению, то мы должны немедленно приступить к евангелизационной работе. Вспомним еще одно предостережение свт. Иоанна Златоуста: "Каждый из нас ответственен за спасение своего ближнего".

    Знание Писания, его понимание и интерпретация Православной Церковью является необычайной важным элементом евангелизационной работы. Св. апостол Павел учит Тимофея: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3, 16-17). К сожалению, члены различных культов и сект часто превосходят нас в знании Писания, которое они искажают для подтверждения своих многочисленных ошибок.

    Каждый, кто с благоговением изучал Слово Божие, знает цель нашей жизни и судьбу человека. Он знает, как человек должен подходить к Богу и какие решения Господь приуготовал для многочисленных проблем человечества. И тогда он всегда будет готов "всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3, 15).

    Самоотвержение и самопожертвование также абсолютно необходимы для евангелизации. Без труда и усилий невозможны никакие великие достижения. Наоборот, для достижений необходимы жертвы, усталость, труд и боль. Евангелизация не является исключением. И тем не менее, миссионерский труд неизбежно принесет результат: великий мир и радость для хорошо потрудившихся на его ниве. Это я могу подтвердить из собственного опыта: самоотвержение связано с терпением. Терпением, несмотря на множество препятствий и враждебных обстоятельств. Ловля человеков невозможна без терпения и верности. Мы, работники Господня виноградника, должны работать терпеливо и методично. Обращения могут начаться далеко не сразу. Возможно, нам удастся только лишь посеять семя, кто-то другой будет его поливать, и лишь третий пожнет урожай. Но это не важно. Господь наградит всех своих работников за потраченные ими усилия.

    Евангелизация требует индивидуального подхода и невозможна без миссионерской приветливости. Мы должны навсегда отказаться от грубости, от резкости, от упреков и требовательного стиля. Мы должны вооружиться кротостью, уважением к каждому. Мы должны исполниться радостью, являющейся плодом Святого Духа. И тогда мы сможем рассказать другим добрую весть спасения через нашу веру, через Иисуса Христа. Св. апостол Павел отмечает: "Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому" (Кол. 4, 6). Даже если мы встречаем сопротивление если нам грубят, если нас упрекают и злословят, мы все равно должны относиться к этим людям с мягкостью и вежливостью, подражая нашему Господу, который был кроток и смирен сердцем. Разве Он нас не предупреждал о том, что мы будем злословимы и гонимы ради Его имени? Разве Он не сказал: "Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах" (Лк. 6, 23).

    И последней я называю молитву, хотя это самый жизненно необходимый элемент любой формы христианской работы. Для каждого христианина, подвизающегося на ниве Господней, молитва должна стать неразлучным спутником, его утешением и его оружием. Через молитву мы получим божественную силу и просвещение - и слова, которыми мы сможем своими "устами... открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования" (Еф. 6, 19). Это далеко не случайно, что св. апостол Павел так часто просит верных о молитве. Сегодня нам нужны такие люди, как Епафрас, которые всегда подвизаются в молитвах за тех, кто занимается благовествованием (см.: Кол. 4, 12). В молитве мы можем просить Бога открыть сердца тех, кому мы свидетельствуем, как Он открыл сердце Лидии (см.: Деян. 16, 14).

    И еще, хотя бы очень кратко, я должен сказать о реевангелизации. К сожалению, этот вопрос стал предметом весьма жаркой дискуссии, можно даже сказать, камнем преткновения для многих, напрочь отказывающихся принять эту идею. Тем не менее, реевангелизация абсолютно необходима, и мы должны посвятить ей часть миссионерской работы. К сожалению, многие так называемые верующие "говорят, что знают Бога, а делами отрекаются" (Тит. 1, 16). Многие люди, православные с рождения, подобно древним иудеям, заявляют: "У нас есть наш отец Авраам". Они считают, что членство в Православной Церкви само по себе гарантирует им билет в Царство Небесное. Некоторые из них, даже те, кто регулярно посещают богослужения и считают себя воцерковленными, ничего не знают о сокровищах нашей святой православной веры и иногда духовно незрелы, подобны младенцам, "колеблющимся и увлекающимся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4, 14). Все такие люди нуждаются в реевангелизации. Те, кто ведут нераскаянную жизнь, должны быть призваны к покаянию и вере в Евангелие. Те, кто лишь поверхностно, а иногда и весьма искаженно, знают наше учение, должны быть научены и воспитаны для того, чтобы возрастать духовно. Однако я должен подчеркнуть, что реевангелизация может стать еще более сложной задачей, чем начальная евангелизация. К сожалению, люди, часто слышащие Евангелие, зачастую вырабатывают своего рода иммунитет к нему. И когда они заново сталкиваются с евангельской правдой, они воспринимают это как угрозу и выдают резко негативную реакцию. И все же давайте не забывать, что наш Бог есть Бог всемогущий, для Которого нет ничего невозможного.

    Как вы понимаете, практически невозможно исчерпать столь обширную тему, как миссия и евангелизация, в одном кратком сообщении. Я лишь попытался поделиться с вами некоторыми своими мыслями, основанными на моем личном опыте восемнадцатилетней работы в Господнем винограднике в Восточной Африке. И наконец, давайте не будем забывать, что Церковь послана в мир призывать людей и народы к покаянию, провозглашать прощение грехов и новое начало в отношениях с Богом и с ближним через Господа Иисуса Христа. Этот евангельский призыв сегодня приобрел особую важность. В нынешнем мире это означает, что голос Церкви должен прозвучать и среди секуляризованных толп индустриального общества, и среди приверженцев вновь появляющихся религий, преодолеть напор идеологий, вокруг которых организуется общество, раздаваться в среде рабочих движений и среди людей, ищущих освобождения и справедливости, донестись до политических беженцев и до молодого поколения, которое движется в будущее столь же пессимистичное, сколь и многообещающее, - повсюду Церковь призвана присутствовать, чтобы доносить до каждого человека в каждой ситуации смысл Божественной любви во Христе Иисусе.

    Миссионерское бытие Церкви и ее благовестническое призвание не сможет избежать конфронтации с суровой действительностью ежедневной жизни, если оно не поддерживается верой - верой не "академической", но практической и подкрепленной молитвой и славословием. Христианин должен положить всего себя на Божественный Престол, зная, что поклонение дает мудрость, вера дает силу и общение дает терпение. Величайшее благословение Небесного Царства и единственная реальная почва для миссионерской деятельности в мире - это единство с Господом Иисусом Христом силою Святого Духа. Тот же самый Господь, Который повелел Иисусу Навину наследовать землю, сегодня посылает нас во имя Его пересечь все границы и войти на самые неведомые земли и заверяет нас: "...и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 20).


630007, г. Новосибирск, ул. Советская 1-А,
тел./факс: 8-(3832) 23-83-49.

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.

Hosted by uCoz