с.98: Определяющим признаком деструктивности культа, по признанию специалистов по культам, является контроль сознания. Существует несколько моделей контроля сознания в культах (М. Сингер, Р. Лифтона). Все они описывают примерно одинаковые признаки этого контроля (изоляция, тотальность влияния, манипуляция).
(Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Н.
Новгород.1995 г.), как бы объединяя все это, контроль сознания понимает в 4 сферах: контроль поведения;
информации; мышления (мыслей);
эмоций(чувств).
Контроль мышления в культе может происходить, например, за счет:
- завоевания контроля над временем размышления человека (М. Сингер);
- обеспечения члена культа нагруженным культовым смыслом языком - клишированным словарем, с целью устранения основы для самостоятельного и критического мышления. (Р. Лифтон).
Кроме того при контроле мышления могут использоваться (и используются) групповые механизмы, в частности модели группового мышления. Эти модели сами по себе, в качестве группового феномена, не содержат деструктивизма или имеют возможности его преодоления. Но в культе эти возможности отсутствуют, модель имеет модификацию и может влиять деструктивно.
Вначале необходимо определить сам термин "групповое мышление". Он достаточно условен по отношению к традиционному пониманию мышления в психологии (как процесс деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности).
Групповое мышление (термин употребляет Дж. Джанис(1)) скорее относится к процессу принятия решения группой. Джанис отмечает феномен группового мышления в специально организованных для "делания" решений экспертных группах: в сфере политики, экономики, управления.
Однако как действующий, практикующий тренер по тренингу я могу отметить наличие этого феномена и в лабораторных группах, т.е. группах обучения, группах тренинга. Правда, действия механизма группового мышления в деятельности групп можно наблюдать при определенных условиях. Таким образом, групповое мышление - реальный факт жизнедеятельности групп.
Основываясь на моделях группового мышления Джаниса, можно сформулировать феномен группового мышления как способ размышления и принятия решения, где главным является мотив, стремление к согласию с группой (" стремление к совпадению, соответствию" - Джанис).
Джанис использует концепцию группового мышления для объяснения специфического вида патологии группы. Однако, мы скорее имеем дело не с патологией группы, а с патологией решения: его ненадежностью, неадекватностью реальной ситуации. Это происходит от того, что стремление к единодушию и единообразию в группе выше, чем побуждение реалистично оценить альтернативные варианты действия.
Групповое мышление имеет несколько главных условий возникновения в группе.
1. Высокая сплоченность ("высокая степень связанности" - Джанис) группы, которая ведет к принятию одобренной группой версии действительности. Все силы в группе работают на то, чтобы держать всех членов вместе. Это - мера желания членов группы держаться вместе, оставаться вместе как группа, принадлежать группе.
с. 99: Участники такой группы более восприимчивы к взаимному давлению. Последствием высокой связанности группы является сокращение конфликтов в группе, избегание столкновения альтернативных мнений. Группа не хочет " раскачивать лодку" (Джанис). Сама групповая сплоченность - естественный и закономерный групповой механизм. Однако, высокий ее уровень может привести к принятию решений с низкой вероятностью успешных результатов.
2. "Структурные недостатки" групповой организации. Этих недостатков или характеристик четыре:
- групповая изоляция (изоляция группы, изолированная группа), что приводит членов группы к сознанию собственной групповой важности;
- наличие директивного лидера, который ориентирует группу в выгодном для него направлении при выработке решения;
- однородность (гомогенность) группы, которая развивается вследствие недопущения (часто лидером) существования разных мнений или ценностей;
- отсутствие ясных процедурных норм, особенности в ситуации напряжения или стресса.
3. "Ситуационные провокационные контексты" (Джанис) или ситуации стресса. Групповое мышление не "функционирует" в обычных ситуациях. Но возможность его проявления увеличивается, когда способная к высокой связанности группа со структурными недостатками находится в ситуации кризиса, стресса.
Во-первых, это приводит к чувству неуверенности и напряжению у участников группы, и они используют группу как средство создания ясности в решении проблем; во-вторых, у членов группы происходит в стрессе происходит снижение самооценки и повышение оценки группы как средства выхода из кризиса. Все это придает группе высокую ценность и определяет стремление членов группы к быстрому и безболезненному единодушию.
Все вышесказанное приводит к тому, что участники группы склонны подавлять собственные мнения, отказываться от собственных путей решения ради возможности " принадлежать" группе.
Последствия группового мышления могут быть помещены в три характеристики:
1. Формируется завышенная оценка власти (мощи) группы, что включает иллюзию неуязвимости и веры в групповую мораль.
2. Члены группы получают уверенность, что даже в ситуации стресса, членство в группе рационально. Появляются групповые стереотипы, которые поощряются группой.
3. Культивируется принуждение (давление группы) для поддержания групповой однородности. Оно может включать в себя: самоцензуру, иллюзию единодушия, давление на инакомыслящих.
Результатом такого процесса принятия решений являются дефектные (неэффективные), иногда рискованные решения. Это положение справедливо как для недеструктивных групп, так и для деструктивных культов. Однако, именно в культах принимаются наиболее " дикие" и нереалистичные решения: например, отравление людей в токийском метро, ответственность за которое возлагается на "Аум Сенрике", призыв к смерти и объявление "конца света" "Белым братством". Кроме того, в недеструктивных группах есть возможности минимизировать последствия группового мышления, что в культах не происходит, но об этом чуть ниже.
В культах модель группового мышления имеет модификации, проистекающие из целей культа: " культы не существуют прежде всего, чтобы принимать решения" (Джанис),т.е. принятие решений не является первичной целью культа. В отличие от "групп принятия решения", первичная цель которых состоит в "делании" высококачественных решений, цель культа - контроль сознания, который подразумевает власть не только над принятием решений членами культа, но и над мыслями и чувствами членов культа, над их личностью.
с. 100: Модификации модели группового мышления в культе следующие:
1. Сплоченность членов группы в культе не спонтанна, а спланирована и реализуется манипулятивно лидерами культа. Харизматический лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая и является "группой принятия решений", т.е. процесс принятия решения отчужден от рядовых членов культа. Стремление к принадлежности группе у участников культа поддерживается через процесс сурового испытания верности члена культа с использованием приемов " кнута и пряника". Культ становится центральным интересом жизни человека и единственным, первичным, необходимым источником межличностных связей членов культа.
2. Структурные недостатки представлены в культе в виде деиндивидуализации, как результата стремления членов культа к однородности. Они теряют старые принципы поведения и "принимают" новый набор норм, стереотипов поведения, которые поощряются. Деиндивидуализация - не побочный продукт культов, культы существуют, чтобы " обеспечить" своих членов изменениями, вплоть до замены в их системах веры, поведении и локуса контроля.
3. Спонтанные и проходящие стрессовые ситуации (" провокационные ситуационные контексты") в культе имеют вид жесткого социального контроля , который использует как инструмент чувства вины, страха, позора за свое прошлое, чтобы создавать образ более привлекательного будущего в культе, таким образом, члены культа находятся в постоянном напряжении. Достичь будущего в культе можно, только соблюдая нормы группы, нормы устанавливает элита ("группа принятия решения"). Здесь мы опять наблюдаем отчуждение, депривацию по отношению к процессу принятия личностью решений.
4. Преждевременное согласие с мнением группы в культе модифицируется в полное, восторженное соответствие доктрине культа. Преждевременное согласие может подразумевать наличие и критического настроя участника принятия решения и находится на одном конце континуума. На другом его конце - полное принятие и соответствие. Поскольку в культе критика решений, принятых элитой исключается, то требуется восторженное обожание и самой доктрины, и ее проводников : доктрина - единственная дорога к правде, с ней мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать.
Модифицированная модель группового мышления - стартовый пункт, то которого можно идти к пониманию процесса принятия дефектных, опасных решений в пределах культа. Система испытаний, деиндивидуализация, восторженное соответствие создают условия для элиты, принимающей решения в культе, чтобы полностью контролировать условия принадлежности членов группе, верности ей. Эти условия облегчены тем, что рядовые члены культа не контролируют способы принятия решения элитой культа.
Дефектные последствия группового мышления в недеструктивных группах можно минимизировать введением нескольких простых, но сильных способов, что практикуется нами при работе с группой , в частности в тренинге принятия решений:
- организация процесса сбора, обсуждения и оценки различных мнений и облегчение прохождения критики;
- беспристрастность лидера, отсутствие давления с его стороны, "непроталкивание" им своего мнения;
- привлечение экспертов извне;
- организация возможности пересмотреть принятое решение, возвратиться к нему еще раз.
Данные методы в культе невозможны, т.к. противоречат основному принципу влияния на личность: обману, манипулированию, способствующих некритичному отношению членов культа к принятию решений.
Механизмы влияния на личность в культе, основанные на групповых феноменах, проявляются том числе и в психотерапевтических культах.
с. 101: Причем, психотерапевтические группы могут являться деструктивными уже в силу специфики своего влияния на личность: именно групповые процессы - часто основной "инструмент" воздействия на участника группы для достижения им изменений (еще употребляются термины "трансформация", "продвижение", "реформирование").
В некоторых психотерапевтических группах тренер (ведущий) является харизматическим лидером по определению и проводит линию диктата. Например, в EST-тренинге, который С. Хассэн наравне с тренинговой программой "Лайфспринг" называет в перечне деструктивных культов, точка зрения, мнение, "верования" создателя ESTа Вернера Эрхарда "проводится" его последователями без объяснений и по формуле внушения: " Ты получишь это (что такое "это", не объясняется) по одной простой причине - Вернер так сделал тренинг, что это получишь" (2).
Также в программах используется принцип изоляции группы в пространстве (длительные выезды) или во времени (тренинги-марафоны), а также депривация физиологических потребностей (сна, отдыха, потребности в пище).
Последствия такого воздействия на личность в психотерапевтических группах часто приводит к тому, что, ценность и важность группы настолько возрастают по сравнению с собственной важностью участников, что они стремятся "принадлежать" группе и после окончания программы. Такое стремление "быть" в группе, следовать нормам этой группы, находясь в ней может быть сигналом деструктивности воздействия на личность в группе. Я знаю случаи в практике моих коллег, когда участники, прошедшие психотерапевтические программы, оставались в них в качестве добровольных помощников, инструкторов. Эта "привязанность" к группе давала руководителям программы большие материальные выгоды.
Действующие тренеры в группах имеют опасность перейти грань между конструктивным и деструктивным влиянием группы на участника. Иногда это бывает неосознаваемо ведущим группы, но в случае с ESTом или Лайфспринг - вполне осознанно. Поэтому ведущему необходимо знать механизмы деструктивного влияния группы на личность, чтобы не создать культ. "Лучшая помощь в мире та, которая совершенно ненамерена, а многие деструктивные вещи происходят из намерения помочь" (Дж. Энрайт)
Но тем не менее, именно групповые формы можно использовать для профилактики попадания человека в культ. Думается, что есть люди с " предрасположенностью к культам" : социально плохо адаптированные, плохо социализированные, психологически травмированные, с несформированными социальными навыками.
Необходимо помочь им обрести эти социальные навыки, адаптироваться, особенно сейчас у нас в России, к непростой социальной ситуации, где сломаны старые стереотипы, но не созданы пока новые. Для этого наилучшей формой являются все программы социально-психологического тренинга как способа научения социальными умениям и навыкам, формирования гибкого стиля поведения с самоответственностью, критичностью, креативностью, уверенностью в себе.
Кроме того, группу можно использовать в качестве совокупного консультанта по выходу из культа. Такие случаи описывает в своей практике В качестве группы используется: семья, знакомые, бывшие члены культа. Групповые механизмы воздействия на личность в культе вполне уместно нейтрализовать аналогичными групповыми механизмами "недеструктивного действия". Группа - это своеобразная "барокамера" при переходе человека из культа в реальность.
См.: Mark N. Wexler. Expanding the Groupthink Explanation to the Study of Contemporary Cults. Cultic Studies Journal, Vol. 12, No. 1, 1995, pp. 49-79.
Рейнхард Л. Трансформация. М., 1994.
См.: Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. - Н. Новгород, 1995.
Создано: 12 апреля 1998 г.
630007, г. Новосибирск, ул. Советская 1-А,
тел./факс: 8-(3832) 23-83-49.