|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
"О ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ СЕКТАХ, НЕОЯЗЫЧЕСТВЕ И ОККУЛЬТИЗМЕ"
(Декабрь 1994 г.)
1. Господь судил нам жить во времена, когда "много
лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4, 1), которые приходят
к нам "в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Мф. 7,
15).
2. На протяжении всей земной истории Единой Святой Соборной
и Апостольской Церкви в мире восставали противники Христовой
веры, стараясь извратить ее суть, стремясь подменить
истинное учение ложным в расчете на нетвердых в вере,
"колеблющихся на погибель" (Евр. 10, 39).
3. В наши дни многие народы Земли находятся в состоянии
духовного кризиса, в условиях всесторонней секуляризации,
размывающей правильные представления о Едином Истинном Боге
и о человеке как творении Божием, призванном исполнять волю
Его. Кроме того, многолетнее господство атеистического
режима в странах СНГ и Балтии насильно лишило несколько
поколений людей истинной веры, породило пустоту в душах,
нуждающихся в духовной пище.
4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и
возникают так называемые "новые религиозные движения",
которые подвергают пересмотру всю систему христианских
ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в
реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к
оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно
подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в
конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви
Христовой.
5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки,
руководящие, в частности, так называемыми "Собором новой
Святой Руси" (Богородичным центром), "Белым братством",
"Церковью последнего завета" (группой лжехриста Виссариона).
Возродились язычество, астрология, теософские и
спиритические общества, основанные некогда Еленой
Блаватской, претендовавшей на обладание некоей "древней
мудростью", сокрытой от непосвященных. Усиленно
пропагандируется "Учение живой этики", введенное в оборот
семьей Рерихов и называемое также "Агни-йогой".
6. В расчете на неискушенных в духовной жизни и вопросах
веры наших современников проповедники лжеучений упоминают
всуе имя Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы
и многих святых, в особенности преподобного Сергия
Радонежского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, что
является кощунством и лжесвидетельством.
7. С другой стороны, через открывшиеся границы в наши страны
хлынули проповедники лжехристианства и псевдорелигий,
приходящие с Запада и Востока. Среди них - "Ассоциация
Святого Духа за объединение мирового христианства" ("церковь
Lуна"), "новоапостольская церковь", "церковь Христа",
"церковь сайентологии" Хаббарда, "церковь святых последних
дней" (мормонов), "Международное общество сознания Кришны",
"АУМ Синрике", "трансцендентальная медитация", различные
направления учений "Новой эры", "Эры Водолея".
8. Проповедники лжерелигий используют самые разные формы для
расширения сферы своего влияния: открыто выступают в
средствах массовой информации, в концертных залах, в домах
культуры и на стадионах; распространяют литературу,
напечатанную на Западе и у нас; организуют свои
издательства; открывают школы и курсы; финансируют обучение
молодых людей за рубежом; оказывают населению гуманитарную
помощь, которая сопровождается пропагандой их воззрений;
проникают в светские школы и высшие учебные заведения.
9. Эти воззрения разрушают традиционный уклад жизни,
сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для нас
духовно-нравственный идеал, угрожают целостности
национального самосознания и культурной идентичности.
10. Часто деятельность псевдорелигиозных сект носит
агрессивный характер: их члены применяют угрозы в адрес
решивших порвать с сектантством и тех, кто разоблачает их
деятельность.
11. Маскируя свое истинное лицо, сектанты часто говорят, что
именно они являются представителями истинного христианства,
"не испорченного историческими традициями", обладают новым
откровением и призваны продолжить дело Христа на Земле.
12. Некоторые "новые религиозные движения" создают
организации, в названиях которых используют слова "церковь"
и "христианство". Так, "церковь Муна" руководит движением
"Христиане мира за единство и социальные действия", ничего
общего с христианством не имеющим.
13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской
традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и
"новые религиозные движения" с христианством не совместимы.
Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более
способствующие их распространению, отлучили себя от
Православной Церкви.
14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование
православной символики (икон, фресок, изображения храмов и
монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского
характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в
радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные
культы, а также не благословляет участие православных в
мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении
группами.
15. В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных
чад Русской Православной Церкви широко проповедовать
Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать
катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений,
помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде
сектантских проповедников. Однако противостояние ложным
взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к
самим носителям несовместимых с христианством учений. "Если
же кто не послушает слова нашего в сем послании, <...> не
сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а
вразумляйте, как брата" (2 Фес. 3, 14-15).
16. Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении
одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам,
"отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного
знания" (1 Тим. 6, 20).
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
"ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ И ВНЕШНЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ"
(Февраль, 1997 г.)
35. Выразить тревогу в связи с не прекращающимися
прозелитическими действиями протестантских лжемиссионеров в
России и других странах СНГ, что приводит не только к
искажению смысла христианского благовестия, но и к
разрушению национальной духовной культуры, а также к
попранию принципа христианской солидарности перед лицом
мирских разделений. Собор глубоко озабочен укреплением в
странах СНГ и Балтии организационных структур
псевдохристианских и псевдорелигиозных сект, группировок
неоязычников, оккультистов и диаволопоклонников. Собор
крайне возмущен антиправославной кампанией, развязанной
последователями псевдорелигиозных организаций и их
защитниками. Участники Собора призывают Полноту церковную
всемерно противостать псевдомиссионерству и сектантству
посредством просветительской и апологетической деятельности,
разъяснительной работы среди прихожан и широких слоев
общества. Мы признаем и уважаем право каждого человека на
свободу совести и вероисповедания, но именно этой свободы
лишают своих последователей лидеры тоталитарных сект, весьма
болезненно реагирующие на любую критическую информацию в их
отношении. Те, кто пытаются противодействовать этому
наступлению, подвергаются жестокой травле со стороны
сектантов и их высокопоставленных покровителей, что включает
запугивание, психологическое давление, сбор компрометирующих
материалов, клевету и не прекращающиеся судебные иски.
АКТ ОБ ОТЛУЧЕНИИ ОТ ЦЕРКВИ
Глеба Павловича Якунина
Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной
деятельности Глеба Павловича Якунина, лишенного священного
сана определением Священного Синода от 8 октября 1993 года и
предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что
"в случае продолжения бесчинного ношения иерейского креста и
священнических одежд... будет поднят вопрос об отлучении его
от Церкви".
Освященный Архиерейский Собор констатирует, что Глеб
Павлович Якунин не внял обращенному к нему призыву к
покаянию и прекращению бесчинств, продолжал кощунственно
носить священнические одежды, вступил в общение с
раскольническим образованием лишенного всех степеней
a"oi%-ab" монаха Филарета (Денисенко), ныне отлученного от
Церкви; продолжает возводить хулы на епископат, духовенство
и верных чад Матери-Церкви, тем нанося ей ущерб.
Освященный Архиерейский Собор, расследовав антицерковную
деятельность бывшего священника Глеба Якунина, на основании
28-го Апостольского правила, гласящего: "Аще кто епископ,
или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины
изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему
порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви", - а
также 10-го правила Карфагенского Собора ("Аще который
пресвитер, противу епископа своего возгордясь, сотворит
раскол: да будет анафема"), 14-го правила Сардикийского
Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 13-го правила
Двукратного Собора и 88-го правила святого Василия Великого,
единогласно определяет:
Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да
будет он анафема пред всем народом.
|