ВВЕДЕНИЕ

    После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность - это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Не всякая "дорога к храму" ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на "собрание по изучению Библии" приведет к Богу.
    Для западной цивилизации характерно стремление как бы "отменить" духовность, объясняя духовную жизнь материалистически, социологически, рационалисти-чески. В течение многих столетий мыслители Запада поучали человечество: смотрите на мир проще, мир - это гигантский часовой механизм, человек - машина, душа - выдумка корыстолюбивых жрецов да попов. В результате духовная жизнь человека стала казаться чуть ли не выдумкой, фикцией, иллюзией, которая может быть иногда чем-то обременительным, иногда - полезным и приятным, но не реальным и серьезным. И вот в двадцатом столетии люди, которые могли бы считать себя реалистами в наибольшей степени - политики, бизнесмены, ученые - обращаются к услугам духовных учителей, стараются использовать какие-то "духовные силы", пытаются научно исследовать некие "духовные энергии". То, что в западной цивилизации совершалось столетиями - отказ от истинной духовной жизни, основанной на Божественном Откровении и Традиции, прельщение человека "духом века сего", духом материализма и приверженности исключительно земным ценностям, и, в итоге, увлечение псевдодуховностью, - в России произошло гораздо быстрее и разрушительнее. После десятилетий господства богоборческого материализма наступает время увлечения духовностью без разбора ее содержания. После десятилетий вытаптывания ростков духовности русское поле стало прорастать терниями и сорняками.
    Специалисты утверждают, что сегодня мир переживает религиозное возрождение. Но они же указывают на две тенденции. С одной стороны, это распространение нетрадиционной религиозности, новых форм религии, прежде всего New Age, и других культов восточной и западной ориентации, возникновение новых сект вокруг новых "учителей". Новые культы подчеркнуто современны, используют все новейшие средства распространения своих учений, считают себя выразителями современности. Некоторые традиционные мировые религии также стараются отбросить то, что кажется устаревшим в их вероучении и культе и стать доступнее сознанию современного обмирщенного человека (особенно это характерно для католицизма). С другой стороны, назревает глубокое недовольство современным миром с его культом человека, его приземленностью и бездуховностью, и заметен возврат к вековым религиозным традициям, возрождение древних религий - православия, ислама.
    Религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав и их прямое вмешательство в жизнь России во время обсуждения российской общественностью нового закона "О свободе совести". Тогдашние Президент США Клинтон и Канцлер ФРГ Коль обращаются к президенту Ельцину с посланиями протеста, Папа Римский требует от Кремля заблокировать новый Закон о свободе совести, американские конгрессмены в случае его одобрения угрожают России экономическими санкциями. Официальный представитель госдепартамента США в интервью корреспонденту РИА “Новости” заявил: “США выражают сожаление по поводу принятия … Государственной Думой Российской Федерации закона о свободе совести в новой редакции, поскольку, по американским понятиям, он не отвечает международным обязательствам, взятым на себя Россией”». (А.Григат. По свежим следам.//Религия и право. Специальный выпуск. 1997. №2-3. С.24.)
    «Обосновывая требования о прекращении финансовой помощи России со стороны США, в связи с принятием закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» сенатор М. Макконел заявил: « Мы должны использовать ее для продвижения американских ценностей и американских интересов»». (Материалы Международной научно-практической конференции "Национальная идея и национальная безопасность современной России", прошедшей в г. Орле 1 ноября - 30 декабря 2002 г)
    Еще пример. На конференции "Гармонизация религиозной свободы с культурными традициями и ценностями", проходившей в Вашингтоне 5-10 октября 1997г., отмечалось, что единственный способ сегодня спасти Россию - послать в нее как можно больше миссионеров для того, чтобы они изменили историческое лицо России ( См. газету "НГ-религии", 23.10.1997г.) . На Западе хорошо понимают, что окончательной победы над Россией можно добиться лишь путем подрыва ее духовных, нравственных устоев.
    Немаловажная роль в этой духовной войне против России на Западе отводится религиозному фактору. Традиционно хранительницей духовности в России является Православная Церковь, а основой нравственных устоев - Православная Вера. Не случайно на вопрос: "Как Вы можете оценить современную религиозную ситуацию в России?" бывший советник бывшего премьера-министра Баварии, Франца Йозефа Штрауса убежденного, что: "Россия - это буферное государство между двумя великими державами Баварией и Китаем", Г. Рормозер ответил: "Кое-что мне бросилось в глаза. В последние два года на экране телевизоров мы видим изображения, вызывающие на Западе, и прежде всего в Германии, чувство растерянности. Для нас немыслимо, чтобы в таком большом городе, как Санкт-Петербург, десятки и даже сотни тысяч людей со свечами в руках маршировали вслед за Патриархом... Многое будет зависеть от того, сможет ли ортодоксальная церковь действительно восстановить и утвердить свое исключительное и монопольное правопритязание. Если сможет, то это приведет к роковым последствиям" ( Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. - М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1994, стр. 158-159). Что уж говорить об интервью госсекретаря США Мадлен Олбрайт, которая, выступая по Российскому телевидению в 1999 г. откомментировала начинавшийся тогда процесс московской прокуратуры против изуверской секты «Свидетели Иеговы», заявив, что «правительство США заинтересовано в том, чтобы «Свидетели Иеговы» выиграли этот процесс», таким образом, грубо вмешиваясь во внутренние дела суверенного государства и оказывая давление на суд.
    Говоря о усилиях Запада по насаждению сектантства на территории России, и о роли, которая отводится западными политиками деструктивным культам в разрушении нашего Отечества, справедливости ради следует вспомнить об одном, крайне интересном историческом факте: после победы октябрьской революции в 1921 году появляется проект Бонч-Бруевича о необходимости поддержки большевистским правительством любых форм сектантства. Сектанты тогда воспринимались как потенциальная опора нового, богоборческого режима. Особенно наводит на размышления воззвание Наркомзема от 5 октября 1921 г. "К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей", в котором, в частности, говорится: "Впервые за все время существования России сектантам всех направлений и недавно еще гонимым старообрядческим согласиям, ушедшим достаточно далеко от только что господствовавшей и их угнетавшей православной церкви, предоставлена полная возможность широкого объединения... Все те, кто боролся со старым миром, кто пострадал от его тягот, - сектанты и старообрядцы в их числе, - все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!.." ( Эткинд А. Русские секты и советский коммунизм: проект В. Бонч-Бруевича// Минувшее: Исторический альманах - М.; СПб., Феникс, 1996, 19, с. 310).
    По оценкам специалистов, в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Даже по своей этимологии слово "секта" означает нечто отделенное от целого. В современном мире секта - это всегда противопоставление себя Истине. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты "Церковь Христа" американский баптистский пастор Кип Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал. Изобретатели "живой этики" Рерихи считали себя теми исключительными личностями, которые смогли познать все тайны бытия, а об оставшейся части человечества "сожалели" как о "двуногих животных". Гордость, стремление опираться на свой рассудок, помраченный страстями, а не на Саму Истину, смиренно свидетельствующую о Себе в Евангелии и Церкви - вот определяющее качество секты. Секта - создание человеческое, и учение сектантское - плод ума человеческого. Как сказал некогда неудачливый писатель-фантаст Рон Хаббард, «чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию». Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но с вполне определенными целями - господствовать над душами людей и далее над всей нацией. Собственно говоря, сегодня реализуется план Гитлера: «Во всех случаях необходимо запрещать устройство единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий. Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы.» (Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. — Смоленск: Русич, 1998)
    Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо знать критерий, по которому можно отличать истинную духовность от ложной.
    Человек может заблуждаться. Однако, добросовестное заблуждение - это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Но опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда в результате поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов серьезно не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит дешевую подделку, при помощи которой его заманивают в полукриминальное сообщество, которое высасывает силы, средства, уродует человеческие души. Ведь тоталитарные секты это авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и другими масками и которым присущи такие свойства как обожествление лидера, либо организации. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов; они используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в своих рядах. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.
    По словам параноика Рона Хаббарда, основателя секты «церковь Сайентологии» («центр Дианетика», «Нароконон», «Криминон») :«ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ, КОТОРЫМ ВЫ МОЖЕТЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЛЮДЕЙ - ЭТО ЛГАТЬ ИМ». Если бы лидеры сект честно заявляли людям, что они хотят вовлечь их в секту, чтобы забрать у них все деньги, заставить работать на себя, полностью подчинить их своей воле, то, наверное, никто бы не стал предъявлять им особых претензий. Человек, войдя в секту, знает, на что он себя обрекает, он сделал свой выбор. Но в том-то и дело, что тоталитарные секты прибегают к обману при вербовке, скрывают истинное положение дел в секте, начинают контролировать сознание новообращенных адептов, жестоко эксплуатируют их, подавляя психологически. То есть явно нарушают право человека на свободный информационный выбор мировоззрения и образа жизни.


    Тоталитарные секты несут в себе опасность на четырех уровнях:
    – на уровне личности;
    – на уровне семьи;
    – на уровне общества;
    – на уровне государства.
    Тоталитарные секты несут опасность на уровне личности, потому что они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а зачастую и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.
    Тоталитарные секты несут опасность на уровне семьи, потому что каждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац-семью, претендующую на то, чтобы заменить подлинную, настоящую семью человека, вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы. Развал семей является постоянным спутником тоталитарных сект.
    Тоталитарные секты опасны на уровне общества, потому что, в отличие от традиционных конфессий, между которыми и обществом идет постоянный взаимообмен, тоталитарные секты ничего не производят и существуют исключительно паразитическим образом, оттягивая от общества ресурсы, как людские, так финансовые и всякие иные. Тоталитарные секты не могут ничего производить, и в конечном итоге они избавляются от тех людей, которые уже отдали им все, что имели. Большая часть членов тоталитарных сект не остается в них на всю жизнь. Человек в секте до той поры, пока он может ей что-то дать, а когда отдал все: свои деньги, свое имущество, свою энергию, свои силы, свое здоровье, – от него избавляются. Ведь теперь уже о нем нужно заботиться, а тоталитарные секты в этом не заинтересованы. Гораздо легче завербовать другого человека и заставить его делать ту работу, которую выполнял его предшественник. Таким образом, человек с разрушенной судьбой, с разрушенным здоровьем оказывается на обочине жизни, предоставленный сам себе, с грузом накопившихся и весьма уже нелегких проблем.
    И, наконец, тоталитарные секты опасны на уровне государства, потому что каждая из них фактически является в нем инородным телом, своего рода государством в государстве, живет по собственным законам, часто противоречащим государственным, и по собственным морально-этическим принципам, противоречащим принципам традиционным, как бы их ни называть: общечеловеческие, христианские и так далее. В конечном итоге, для тех, кто находится в секте, то, что хорошо для нее, то и есть высшая нравственность и высший закон. Соответственно для того, чтобы добиться этого, никто из них не задумывается перед нарушением любых нравственных норм и даже законов государства.
    Нередко звучит вопрос: кто чаще всего попадает в секты - молодежь, пожилые люди? На это отвечает бывший саентолог: «Мы никогда не обращались к больным, беднякам, отбросам общества. У них - больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже.(Здесь необходимо уточнить, что по учению Сайентологии 2,5% человечества больно и проблемы в обществе из- за них, а следовательно проблемная группа должна быть уничтожен, ради блага остальных. Прим. авт.)Прежде всего, следовало набрать энергичных людей».
    Безусловно, большинство сект предпочитает вербовать молодых людей. Они находятся на распутье. Переход от детства к взрослой жизни часто бывает сопряжен со стрессовыми ситуациями, которые делает людей более внушаемыми. И сектанты тут как тут. Много молодежи приезжают на учебу и работу из деревень, других городов, у них отсутствует жизненный опыт, они теряются в большом городе, и сектанты без особого труда затаскивают их в секту. Кроме того, с молодыми людьми всегда легче работать: они здоровы, у них хорошая работоспособность, высокая самоотдача. Этого достаточно для того, чтобы зарабатывать лидерам сект деньги и вербовать в свои ряды все новых и новых членов.
    Новые религиозные и псевдорелигиозные культы устремились на предприятия, в вузы, школы. Им был дан “зеленый свет”, предоставлен режим наибольшего благоприятствования. При этом не изучаются результаты их деятельности за рубежом, история отношений этих объединений и их лидеров с законом в странах происхождения, серьезно не рассматривались цели и формы практикуемых ими воздействий на людей. Результаты такой “религиозной свободы” не замедлили сказаться. Возникли конфликты в образовательных учреждениях. Родители детей, вовлеченных всекты, забили тревогу. Появилось множество публикаций о трагических и даже криминальных последствиях увлечения “нетрадиционной духовностью”.
    Ныне проблема проникновения деструктивных религиозных объединений, учений, сект в систему образования остается актуальной. К сожалению, некоторые педагоги переносят свое личное увлечение оккультно-мистическими предметами — астрологией, кабалистикой, экстрасенсорикой, оккультизмом и т.п. в учебный процесс, пытаются формировать у учащихся оккультно-религиозное мировоззрение. К примеру с помощью "Инновационных программ" основателя психосекты «Синтон» "психолога" Н.И. Козлова делается попытка сделать "новый шаг" в идеологии воспитания. Николай Иванович на одном из своих многочисленных тренингов, например, под названием "авария на подводной лодке" учит молодых людей: правильный выход из критической ситуации -"спасись любой ценой, дави слабого". Можно предположить, что принесут обществу люди, воспитанные идеями Козлова.
    Появляются все новые и новые фантастические программы “оздоровления”, “психического совершенствования”, “эстетического развития” и т.д. на основе учений новых религиозных культов. Их использование в светских образовательных учреждениях не только нарушает законодательство о религии и школе.
    Результатом проникновения деструктивных культов становятся конфликты в педагогических коллективах, возникают проблемы в отношениях педагогов с родителями, ставится под угрозу учебный процесс. А главное - углубляется отрыв детей от ценностей национальной культуры. Разрушению подвергается национальная ментальность, историческое сознание, гражданственность и патриотизм. Дети, вовлекаемые в секты, становятся “своими среди чужих и чужими среди своих”, духовно отрываются от семьи, народа, государства, - буквально “выпадают” из общества.


    Практически все секты, прибывшие из-за рубежа, проповедуют антипатриотизм.
    О каких патриотических чувствах может идти речь если, например, в секте корейского лжепророка и «императора всей вселенной» Сан Мен Муна, члены клянутся в верности своему «истинному Отечеству» Корее. Мун отрицает всякий патриотизм, любовь к Родине и своему народу. В частности он пишет:"Ни один народ не может искренне смотреть на свою историю без чувства глубокого стыда за несправедливость и преступления своих предков." Таким образом, у муниста не может быть ни своего народа, который следовало бы любить, ни своей истории, которой можно было бы гордиться. Все это (по учению Муна) - ложь, стыд и позор, только "истинные родители" т. е. сам Мун, его жена, а также другие члены секты являются родными для муниста. Интересно, за кого и как будет воевать вооруженный такой идеологией солдат-мунист?
    Верховные Учители "Международного Общества Сознания Кришны"(МОСК) вещают: «Поскольку у человеческого общества отсутствует голова, безумные люди, не являющиеся брахманами, ведут мир к мученическому саморазрушению... До тех пор пока во главе человечества не встанут брахманы, до тех пор не будет ни мира, ни счастья, ни удовольствия».(Концепция нового общества и государства “Варнашрама – манифест социального душевного здравия”)
    Для многих тоталитарных режимов неотъемлемая часть «идеального общества» – это образ врага. МОСК называет своих врагов «демонами»:«В этом мире живут три рода людей: богоизбранные, демоны и невиновные. Богоизбранные заняли свое место в служении Высшему. Демоны активно работают над тем, чтобы истребить любое знание о боге. Невиновные образуют стадо, которое идет за тем, кто стоит во главе общества» (там же с. 158).
    Характерно снятие ответственности с кришнаита за любое преступление, в том числе и за убийство, совершенное во имя целей кришнаитского движения «Любой человек, действующий в сознании Кришны, даже убивая не совершает убийства как и не затрагивается он последствиями такого поступка»(«Бхагавад-Гита как она есть»: гл.18, комментарий к тексту 17).
    Членство в секте оправдывает любые преступления: «Даже если человек coвершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником».(там же гл.9 текст 30)
    «Отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего... - все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество» (там же гл. 13, тексты 8-12).
    «Как правило, люди привязаны к различным внешний обозначениям.... связанным с семьей, обществом, страной.... Пока человек привязан к этим обозначениям, он считается материально загрязненным» («Шримад Бхагаватам»песнь 1, ч. 1,2 (гл. 15, комментарий к тексту 40)).
    «Привязанность к семье до самого конца жизни - это самая последняя степень деградации человека» (там же гл. 13, комментарий к тексту 24). Понятно, что в традициях некоторых индуистских религиозных течений был уход человека в отречение от мирских дел, когда он уже вырастил детей и передал жену на попечение старшему сыну, но Индия - это еще не весь мир, и подобные традиции отнюдь не свойственны культуре России, Европы, да и подавляющего большинства стран мира. Поэтому называть отказ последовать их рекомендациям "самой последней степенью деградации человека" - по меньшей мере неэтично. Следует учесть, что цитируемые произведения являются вероучительными книгами для кришнаитов всего мира, и нигде в них не указано, что подобного рода формулировки относятся лишь к индийскому народу или последователям Кришны.
    Другой пример. Один из авторитетных «лидеров - пасторов» весьма раскрученной на сегодня секты неопятидесятников ("Движение веры"), которая входит в состав "Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской"(РОСХВЕ) А. Ледяев учит:«Отечество очень специфическая территория, на которой действуют свои законы. Отечество существует по законам толпы, где основное правило - не высовывайся. Вы представляете, что такое Отечество? Это - страшное состояние, это страшная беда, если мы не преодолеем этот синдром толпы, вот этот синдром своего Отечества. Берегитесь оказаться жертвой отечественной веры!… Прорывайтесь сквозь заслон родственных бесов. Прорывайтесь сквозь родственные заслоны этих бесовских сил».
    Другой лидер подобной секты неопятидесятников - Иванник проповедует:«Нас невозможно остановить! Чем эта страна слабее, тем «церковь» сильнее. Чем страна беднее, тем «церковь» богатее. Мне нравится это время!» Не лишним будет заметить, что «церковью» именуется тоталитарная секта.
    В секте «Свидетели Иеговы» запрещено почитание отечественного флага и гимна, запрещено участвовать в голосовании и отмечать государственные праздники. Молодой русский парень уже не идет в армию. Не считает себя русским. Родина его — в Бруклине. В свете подобного сектантского воспитания становится понятно, почему, по словам госсекретаря США Мадлен Олбрайт «правительство США заинтересовано в том, чтобы американская секта «Свидетелей Иеговы» свободно действовала на территории нашего государство».
    Пока молодые люди в силах, пока они могут что то дать секте, труд их служит только дальнейшему расширению этого страшного спрута... А затем их выкинут на улицу. Ведь секты - это большая мясорубка, оставляющая после себя раздавленные судьбы и размолотые души.
    В заявлении прокурора отдела по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях Генпрокуратуры РФ Виктора Наварнова подтверждается разрушительное воздействие сект на семьи: «В результате проведенных исследований установлено, что вовлечение молодых людей в асоциальные религиозные группы приводит к разрушению семейных отношений, тормозит их психическое и социальное развитие, деформирует структуру личности и требует специальной психологической и социальной коррекции».
    Информационный материал Минздравмедпрома РФ «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» 1996 г. содержит данные по разрушительному влиянию деструктивных религиозных организаций на семьи их адептов.
    По некоторым данным, в различные культовые новообразования уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, 70 % из них молодежь от 18 до 27 лет; 80 процентов адептов – с высшим и средним образованием; студенты – около 1 млн. чел., из них 25-30 % бросили учебу. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту. (Аналитический вестник, № 4. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации. Государственная Дума. Аналитическое управление.1996.)


    Попытки классификации.
    Сложность любой классификации в том, что, по существу, все современные тоталитарные секты суть ветви единого оккультного древа, или точнее — ложноножки одной гигантской ядовитой амебы. При такой их текучести и эклектизме в принципе невозможно создать однозначную классификацию. Тем не менее в рабочем порядке для удобства изучения анализируемые секты сгруппированы по некоторым общим для них признакам.
    Секты и культы, действующие сегодня в России, можно условно классифицировать следующим образом:
    1. Конфессии и постпротестантские секты, являющиеся относительно традиционными для России - лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники. Традиционно эти религиозные организации были распространены в определенных этнических группах - немцев, поляков, литовцев и др. общин. Однако многие из них заняты активной прозелитической ( Прозелитизм - привлечение в какую-либо религиозную организацию представителей других конфессиональных общин. -прим. сост.) деятельностью среди православных.
    2. Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как "Церковь Христа" (Бостонское движение), "Новоапостольская церковь", "Свидетели Иеговы", неохаризматическое "Движение веры", "Семья". Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все эти сектанты утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь точно так, как это было в первохристианские времена. Тем не менее, они не могут назвать ни одного из своих предшественников, которые учили бы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения секты. Настоящая история секты от адептов ( Адепт - последователь, приверженец какого-либо учения (в данной проблеме используется также аналогичное понятие - культист)) зачастую и вовсе скрывается. Это лишний раз подтверждает, что с традиционным христианством сектанты ничего общего не имеют.
    3. Секты, претендующие на обладание "новым откровением" - мормоны (или "церковь Иисуса Христа святых последних дней"), Белое братство, "Богородичный центр", движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), "Аум Синрике", "Церковь последнего завета" лжехриста Виссариона, бахаизм.
    4. Учения и секты из движения New Age ("Новая эра", "Век водолея"), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, некоторые восточные культы - в том числе неоведантизм, теософия, "живая этика" (агни-йога) Рерихов, антропософия, астрология, последователи Т. Акбашева, "школа Бронникова", "школа Щетинина", валеология и др. В настоящее время наблюдается процесс объединения и консолидации различных участников движения "Новая Эра", примером чего может служить возникновение в Новосибирске объединений типа ассоциации "Колыбель Сибири" или "Новосибирского комитета миротворчества".
    5. Культы Восточного направления: "Общество Сознания Кришны", йогические практики,"Сахаджа-йога", "Трансцендентальная медитация", "Институт знания о тождественности", "Ананда Марга", культ Сатья Саи Бабы, культ Шри Чинмоя и др;
    6. Неоязыческие культы: секта П. Иванова, последователи "Анастасии" Мегрэ - Пузакова, "Троянова тропа", «Церковь Нави» («Церковь белой расы») и др;
    7. Психокульты: "церковь Сайентологии Р. Хаббарда"("Нарконон", "Криминон" и др.) "Академия фронтальных проблем" ("Академия Золотова"), «Синтон» "психолога" Н.И. Козлова, Lifespring (Лайфспринг) и др;
    8. Коммерческие культы: секты в которых нет собственно религиозного учения, учения о Боге. Есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Но методы их деятельности и контролирования сознания своих членов — совершенно сектантские. Типичные примеры подобных сект - "Гербалайф", « Amway » ( Эмвэй ) , "VISION", «Ипсум» («Ipsum») Фабриса Керерве и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга» ;
    9. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рок-концертах. Ребят привлекают оккультными фокусами, наркотиками, половой распущенностью, культом насилия. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз "делай все, что хочешь, ты имеешь право на все, и можешь убить тех, кто посягает на твои права". Все моральные преграды сознательно разрушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность - в культ.


    Каковы же характерные признаки секты? Нужно знать ответ на этот вопрос, дабы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное, благотворительное или лечебное учреждение. Секты характеризуются следующими признаками:
    1. Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг - это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями ("изучение Библии" - секта Муна, иеговисты; "изучение английского языка" - мормоны; "собрание всех, кто обеспокоен судьбой России" - рериховское движение, секта "Святая Русь"; "фестивали и семинары по вопросам семейной жизни" - секта Муна, "психологический тренинг, разрешение проблем общения" - секта сайентологии; "воспитание детей, благотворительные концерты" - секта "Семья"; "семинары по вопросам педагогики и медицины" - секты Акбашева). Это и частая мимикрия под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, "Духовный центр им. Сергия Радонежского") и экстрасенсами, адептами движения New Age.
    2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Религиозный маркетинг - следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых адептов. Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется "бомбардировка любовью": у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется "сэндвич" - два сектанта должны буквально "забутербродить" вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах "исповеди" или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту нередко подвергается давлению и преследованию бывших своих "собратьев", угрозам и шантажу.
    3. Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение - одно для рекламы своей секты, для придания ей "человеческого лица", а другое - для внутреннего пользования. Главная задача секты - затащить человека в свои ряды до того как он что либо о ней узнал. Действительно, кто бы захотел посещать "семинары по Библии" у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты - -оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя - "христом", то есть с точки зрения христианства - антихрист? Кто бы пошел в гости к рерихианцам в "Духовный центр им. Сергия Радонежского", если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности.
    4. Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто про-явленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует "лестница" из многих семинаров - вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей "живой этики": ступенчатое посвящение в тайны "учения" по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.
    5. Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина "более свежая", чем истины всех прочих, особенно же - традиционных религий. Эти "истины" получаются сверхъестественным путем, через "откровения", видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался Христом и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого "счастливого озарения", объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина - именно Корея, которую осчастливил своим рождением "преподобный" Мун; для "свидетелей Иеговы" любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину - безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами "агни-йогу".) Основатели сект - люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя "христами": Мун, С.Тороп ("Виссарион"), М.Цвигун ("Мария Дэви"), Т.Ф.Акбашев (считает "иисусом" не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как "матерью мира" именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или "духовное", мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта "сахаджа-йога") молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.
    6. Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, люди находящиеся в стрессовой ситуации, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. И это состояние постоянно искусственно поддерживается. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.
    7. Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они - единственно спасенные люди, что все окружающие - люди "второго сорта", обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на "самосовершенствование", то есть развитие в человеке паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.
    8. Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации - контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под "ашрамы" или "монастыри", часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или "ашрамов"), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.
    9. Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, "Свидетели Иеговы", сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми "империями", стремящимися получить власть над всем миром. Например, "Манифест Варнашрамы", один из документов "Международного общества сознания Кришны", пишет о грядущем обществе "победившего кришнаизма" как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков - кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. "Свидетели Иеговы" вещают о необходимости устроения "нового мирового порядка" возглавляемого "единым правительством", состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.
    Здесь уместно вспомнить «Всенародную партию мирной воли “Единение“», участвовавшую в выборах депутатов Государственной думы России 7 декабря 2003 г. в качестве кандидатов. Согласно заключению последних международных научно-практических межконфессиональных конференций, эта партия входит в число наиболее опасных тоталитарных сект, одной из главных целей которой является «физическое уничтожение Православной Церкви». Глобальная же цель партии заключается в «построение на планете Земля своего собственного мирового порядка». Причем, как заявляют лидеры секты, «мера кровавости грядущих событий в России будет определяться мерой освоения всеми слоями нашего общества тех знаний, которые они несут людям» (Замысел жизнеустройства России в новом тысячелетии. М., 1997), то есть знаний, изложенных в «Мертвой воде». Иными словами, кто не примет их знаний, тот будет уничтожен.
    Секты всегда ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви являются самым действенным обличением ложности тех идей, которыми секты хотят подчинить общество. В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и возникает духовная болезнь - неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество становится неспособным решать свои проблемы и превращается в пассивный объект приложения чужой воли. Исторический опыт свидетельствует, что общества, пораженные такими недугами, умирали, сходили со сцены истории (например, Римская Империя). Следует извлечь урок из истории и обратиться к традиционным духовным ценностям.
    Мы все несем ответственность за тот разгул сектантства, который царит сегодня в России: слишком часто мы остаемся пассивными и никак публично не выражаем наше отношение к происходящему. Даже когда мы проходим по улице и видим, как сектанты «обрабатывают» какого-то человека, наш долг — подойти и по меньшей мере предупредить этого человека о том, что он говорит с сектантом. Да и сам сектант тоже нуждается в помощи, потому что он тоже жертва, его сознание контролируется сектой. Об этом никогда не следует забывать. Для того чтобы быть в состоянии помочь жертвам сектантства и их близким, необходимо иметь хотя бы базовую информацию как о самом феномене сектантства, так и об учении и практике конкретных сект.
    Этой цели и призван служить данный справочник, который представляет собой попытку систематизации данных по религиям, религиозным конфессиям и сектам, а также псевдорелигиозным культам в России. Кроме того, в отличие от других изданий, в него включены сведения об особенностях деятельности тех или иных сект в Сибирском регионе, а также о группах и сектах, возникших на территории Новосибирской области.

    При составлении справочника использовались следующие издания:
    

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви
    http://WWW.russian-ortodox-church.org.ru
        
  • "Аналитический вестник". Государственная Дума. Аналитическое управление. Серия: Оборона и безопасность-8. Выпуск 28. Москва. 1996.
        
  • "Аналитический вестник". Государственная Дума. Аналитическое управление. Серия: Оборона и безопасность-13. Выпуск 19. Москва. 1997.
        
  • "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера". Справочник. Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Изд-е 2-е, переработ, и дополн. Белгород. 1997.
        
  • "Сектоведение". Александр Дворкин. Нижний Новгород.2002.
        
  • Периодическое издание "Миссионерское обозрение". Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. 1996-1999гг.
        
  • Официальный сайт психолога Евгения Новомировича Волкова. http://WWW.people.nnov.ru/volkov/descult
        
  • "Христианство". Словарь/ Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. - М.: Республика, 1994.
        
  • Прот. Митрофан Зноско-Боровский. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1991 г.
        
  • Московская Духовная Семинария. Доц. И.А. Глухов. Конспект по истории и разбору русского сектантства. Загорск. МДС. 1976 г.
        
  • Православный сайт http://WWW.rusk.ru
        
  • Православный сайт http://WWW.pravoslavie.ru

    Кроме того, использовалась информация, предоставленная:
        

  • Информационно-консультативным центром священномученика Иринея Лионского, г. Москва. http://iriney.vinchi.ru ;
        
  • Православным медико- просветительским центром "Жизнь", г. Москва;
        
  • Агентством религиозной информации "Метафразис", г.Москва;
        
  • Диалог-центром, г. Берлин. Германия. http://WWW.dci.dk
        
  • Центром Апологетических Исследований, Санкт - Петербург. http://WWW.apolresearch.org
        
  • Центром реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова, г. Москва;
  • Справочник: Религии и секты современной России



    Hosted by uCoz