Наполовину Будда, наполовину Мадонна, Верховный мастер Чинг Хай обещает мгновенное просвещение азиатским иммигрантам в Сан Хосе.
(Part Buddha, part Madonna, Supreme Master Ching Hai promises immediate enlightenment to San Jose's Asian immigrants)
Автор статьи Рэйфер Газм
(By Rafer Guzman)
From the March 28- April 3, 1996 issue of Metro

     Поздним вечером в среду рейс № 717 готовится к посадке, а в это время около 150 человек сидят на траве или в зале ожидания международных рейсов в Сан Хосе и медитируют. Десятки мужчин азиатской наружности в темных костюмах с желтыми ленточками на лацканах прогуливаются по залам аэропорта и объясняют вновь пришедшим, где найти остальную группу. Неожиданно медитирующие поднимаются на ноги и бросаются к воротам А8, в которые уже почти невозможно пройти. Прибыл рейс № 717. После уговоров поклонники выстраиваются вдоль обеих сторон прохода к воротам, мужчины в темных костюмах берутся за руки, чтобы создать живой барьер. Толпа продолжает расти. В растущем гуле голосов можно различить китайский и вьетнамский языки, слышна речь и на ломаном английском. Пожилая китайская женщина протискивается сквозь толпу, пытаясь найти свободное место. Проход к воротам А 8 - море восторженных лиц - люди встречают Верховного мастера сума Чинг Хай.

Чинг Хай

    Чинг Хай умеет многое: пишет картины, сочиняет стихи, исповедует буддизм, кроме того, она - духовный лидер . Также она дизайнер одежды, консультант по визажу и владелица ресторана. Последователи ее учения считают, что Чинг Хай не только - святая благодетельница, которая приняла под свое крыло вьетнамских беженцев в Гонконге, но и живая реинкарнация Будды и Христа. Те, кто ее критикует - таких очень мало, говорят, что она возглавляет один из крупнейших и быстрорастущих религиозных культов в мире.

    О Верховном мастере можно узнать и из сети: "Внутренний Свет и Звук: полная информация о Чинг Хай и ее учении". Доступна на английском, китайском и вьетнамском языках.

    "Метод Кьян Инь: все, что вы хотитие знать о Ключе к немедленному просвещению Чинг Хай".

    Действительно ли Чинг Хай мессия? Из всех обожателей, собравшихся сегодня в аэропорту, только мне удалось подобраться к ней близко и задать этот вопрос. Если она и правда мессия, она выбрала просто необъяснимый способ это продемонстрировать как владелица 56 вегетарианских ресторанов по всему миру от Тайпей и Мельбурна до Сан Хосе. На пересечении 20 улицы и улицы Ист Санта Клара находится шикарный итальянский ресторан, завсегдатаями которого уже многие годы являются представители сельскохозяйственной и политической элиты. Сейчас это владение Чинг Хай представляет удивительный ассортимент вегетарианских блюд, включающий весенние рулетики, имитацию рыбы-меч и пасту маринара.

    Также ресторан является и библиотекой-музеем Чинг Хай, там представлены ее книги, журналы и видеозаписи. С плакатов и освещенных фотографий Верховный мастер демонстрирует свою очаровательную улыбку. Из-за слегка парализованной левой щеки она напоминает лисью ухмылку. В зале стоят манекены в одежде, разработанной мастером. Наряды соединяют в себе черты костюмов из фильмов Стар Трек и Даллас. На стенах висят ее картины с изображением цветов, деревьев и пейзажей. Над столами висит огромный экран, с которого Верховный мастер вещает о своем учении и время от времени идет запись ее пения в ночном клубе, клипы, где она прогуливается как Мадонна в клипах к своим песням. Хотя может показаться, что Чинг Хай откуда-то с другой планеты, на самом деле она родилась во Вьетнаме и значительную часть своей взрослой жизни провела в Тайване. С теплотой она вспоминает о двух странах, называя их еще именами колониального периода - Олак и Формоза. Там у нее наибольшее количество последователей. Здесь, в Америке, большинство ее учеников - вьетнамского и китайского происхождения. Похоже, что-то привлекает иммигрантов в этой миниатюрной женщине. Ее имидж не носит авторитарного характера, она представляется скорее старой мудрой тетушкой. Вместо того, чтобы метать огонь и серу в своих проповедях, она строит их в форме вопросов и ответов, это немного напоминает о Конфуции и его учениках. (На одном собрании один ее ученик спросил, будет ли он оправдан, если убьет убийцу, чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие. На что Чинг Хай мудро посоветовала ему обратиться в полицию). Кроме того, название ее новой книги "Я пришла, чтобы отвести вас домой" перекликается с ее визитами в США. Но что более важно - учению Чинг Хай присуще близкое общение с учениками, что свойственно для древних религий, но при этом оно включает и грубую и ненасытную жажду денег, свойственную для Америки. Духовный лидер и аристократка третьего мира, Чинг Хай, представляет собой нечто большее, чем Имельда Маркос, которую обожали за ее прекрасный вкус в одежде, и модели которой демонстрировались на самых известных подиумах мира. Буддистка, исповедующая аскетизм, ЧЧинг Хай, появляется на страницах своего журнала - Новости Сума Чинг Хай запечатленная во время того, как она делает макияж или дает советы по моде женщинам - своим ученицам. "Совершенно непримечательная женщина средних лет, после того как над ней поработала Чинг Хай, через пять минут превращается в совершенно другого человека" - гласит статья у цветной фотографии во весь разворот. "Все восклицают: даже серая мышка становится красавицей!" Чинг Хай говорит, что человеку не нужно ничего, кроме правды, при этом заявляет, что все ее коммерческие начинания призваны поддерживать ее организацию. Как и многие восточные религии, учение Чинг Хай в своей сути имеет медитацию. Однако эта медитация разработана самой Чинг Хай, она называется Кьян Инь. "Кьян значит созерцание, инь - вибрация", поясняет представитель Чинг Хай Памела Миллар, проживающая в Пало Альто. "Это вид света и звука, но в то же время безмолвная медитация". Это вся информация, которую можно получить относительно данного способа медитации, поскольку для непосвященных это - секрет. Общественности Чинг Хай говорит: "Я могу объяснить вам все в процессе инициации". Инициации происходят в центре медитации Чмнг Хай, расположенном на 40 акрах земли в Морган Хилл, визиты посторонних туда не приветствуются. Все, что известно об этом методе - это то, что он требует придерживаться вегетарианской диеты и медитировать, распевая имя мастера, по 2 с половиной часа каждый день. Также есть и "Удобный метод" для новичков, согласно которому медитировать можно лишь по полчаса в день и не есть мяса 10 дней каждого месяца. Довольно туманно Чинг Хай заявляет, что "если у родителей учеников есть 6-летние дети, эти дети могут быть инициированы наполовину". "Когда они достигнут 12 лет, если их родители до сих пор исповедуют учение, дети могут пройти полную инициацию".

Пища для размышления

    В ресторане улыбающийся официант подает блюдо, имитирующее мясо цыпленка, Памэле Миллар. Она - одна из немногих белых представителей Чинг Хай, совершенно непохожа на зомбированного служителя культа. Миллар называет себя "скептиком" и говорит, что она "совсем не из начальства". Она выросла в Орегоне около маленького городка, который назывался Энтелоуп до того, как последователи культа Багван Шри Ражниш не переименовали его в Ражнишпурам. Миллар говорит, что изучала многие религиозные организации, но все они на поверку оказывались одним обманом. "Казалось, они хотят тебе что-то дать, но потом хотят это отобрать", говорит она.

    Будучи в командировке в Тайване, Миллар познакомилась с племянницей своего делового партнера, которая и рассказала ей об учении Чинг Хай. Ее "скептическая натура" сначала не принимала этого, она решила подождать и посмотреть. Но тут она начала чувствовать, что Чинг Хай разительно отличается от других духовных лидеров. "Она не принимает никаких взносов, мы не можем дарить ей подарки". Мастер не требует платы за обучение, ей нужна лишь наша привязанность.

    Семь лет спустя после вступления в группу Миллар стала членом высокого ранга и выполняла такие задания как подготовка книг мастера к печати, организация церемоний и связь с прессой. Миллар настаивает, что организация придерживается политики "невмешательства". "Мы постоянно меняем правила"- смеется она. "У нас нет иерархии.. Мне нравится, что у нас нет структуры. И у учения тоже нет структуры". Что касается роли мастера в этом деле, Миллар не смогла четко объяснить. "Я не знаю, она как проводник. Она многому нас учит. Она играет свою роль как внутри организации, так и вне ее".

    Миллар говорит, что доказательства божественной природы Чинг Хай она находит в медитациях Кьян Инь. "Это не похоже на то, что мы видим на видео или читаем в книгах. Иногда она приходит ко мне во время медитаций". Похоже, что Миллар, член организации высокого ранга, находится в совершенном восторге по поводу этой новой религии.

    "Нет, это вовсе не религия" - говорит одна молоденькая вьетнамская девушка. "Это больше похоже на способ узнать что-то о себе". Их религия, как гордо говорят ученики, сочетает буддизм, христианство, католицизм и индусские религии - кроме того, они почитают Верховного мастера Сума Чинг Хай.

    Ученики почитают ее до такой степени, что все, к чему она прикасается, становится священным амулетом. В новой книге Чинг Хай приведена фотография, на которой она пригоршнями разбрасывает конфеты в толпу своих учеников. Надпись к ней гласит: "Мастер предлагает свою любовь и благословение, разделяя сладости с собравшимися учениками". После лекции Чинг Хай один из ее последователей предложил мне маленькие конфетки и шоколадные батончики со словами: "Вот конфеты мастера! Нам нравится, когда мастер нам раздает их . Эти конфеты не похожи на другие. Мы любим их получать, чувствовать себя маленькими детьми".

    Для многих экспертов по культам имя Чинг Хай является новым, но ее поведение и поведение ее учеников давно известно. У существующей в Чикаго организации, собирающей сведения о культах, есть целый список определений, описывающих характерные для сект черты. Например, "техника контроля разума", которая включает "медитацию, напевание фраз, выполнение повторных действий при чрезмерном повторении вызывают состояние внушаемости". Приводится и такое понятие как "бомбардирование любовью", которое "не одобряет сомнений и усиливает состояние зависимости посредством проведения игр, напоминающих детские".

    Джо Келли, советник штата Филадельфия в отставке, когда-то был участником печально известного культа "Трансцендентальная медитация", основанного гуру "Битлз", Махариши Махеш Йоги. Махариши обещал научить своих учеников полетам йогов - левитации, которая достигается посредством медитации. Келли не отвергает медитацию, но утверждает, что "в результате состояния транса человек теряет способность критически мыслить". Келли добавляет, что состояние транса вызывает "внутренние переживания". Суть их зависит "от конкретных условий", "христианин может увидеть в этом состоянии Христа, буддист может впасть в нирвану". Нетрудно предположить, что ученики Чинг Хай могут в таком состоянии ее видеть. "Если после внутренних переживаний проводится обучение, то человек оказывается более восприимчив к нему" - объясняет Келли. Также он добавляет, что культы стараются "сделать человека зависимым, как ребенка".

    Келли усмехнулся, узнав, что Чинг Хай разбрасывает конфеты своим ученикам. "Это не ново - говорит он - Махариши делал то же самое". "Наш учитель бросал нам конфеты, а мы прыгали и ловили их, потому что эти сладости были благословенными. Это не является буддистской идеей". По словам Келли, даже странная коллекция одежды Чинг Хай - давно известный прием в коммерческой деятельности культов. "Махариши делал то же самое", вспоминает он. "Он выпускал партию убогих платьев и утверждал, что женщины, одевшие их, усиливают свою духовность". Самый полезный совет Келли, помогающий определить, является ли та или иная организация культом, состоит в следующем: "ищите субъективную сторону учения. В ней причина проведения медитаций. Правила постоянно меняются, поэтому трудно понять что-либо". Вспоминая слова Миллар "невмешательство" и "отсутствие структуры", невольно прислушиваешься к словам Келли. Жанжа Лалич, автор книги "Плененные сердца, плененные умы", рассказывающей о реабилитации людей, покинувших культы, описывает ситуацию также. Ее утверждение о том, что "66 % людей, пришедших в секту, приведены друзьями или родственникаими" справедливо и для учеников Чинг Хай азиатского происхождения, с которыми мне удалось побеседовать, - всех их привели родственники. Лалич пишет: "Ситуация сейчас не похожа на 60е гг. Тогда мы просто опасались мунитов, стоящих на улицах". Также Лалич советует "обращать внимание на то, четко ли они отвечают на вопросы". Тут я вспоминаю отрывок из какой-то книги Чинг Хай: "наша дорога - не религия… Я просто предлагаю вам способ познать себя". По словам Лалич, "Отсутствие прямых и четких ответов на вопросы - характерная черта культов". И добавляет: "Они ловко переворачивают ваши вопросы и возвращают их вам же - это классическая техника. Или начинают так неясно и витиевато выражать свою мысль, что получается совершенная белиберда". Среди особенностей культов Лалич упоминает и "скрытые предписания" или "двойной стандарт поведения. Среди своих член секты должен быть честен и открыт. Посторонним он может лгать". Мне не удалось уличить во лжи учеников Чинг Хай, но удалось выяснить, что в то время как они утверждают, что их организация не является религиозной, ее филиалы в Сан Хосе и Лос Анжелесе зарегистрированы в налоговых органах как религиозные, не подлежащие налогообложению, и называются соответственно - "церковь" и "синагога".

ПОКА СЕКТА НЕ РАЗЛУЧИТ НАС

    "Похоже, это один из самых быстрорастущих культов мира", - говорит доктор Маргарет Зингер, наверное, одна из самых известных экспертов по культам в стране. Доктор Зингер, изучавшая современные культы с момента их появления в конце 50-х (самые ранние были муниты, кришнаиты, "Трансцендентальная медитация"), стала известна по всей стране после сотрудничества с группой защитников наследницы Пэтти Херст, которая убила человека во время ограбления банка, находясь под влиянием секты с революционными идеями. Д. Зингер составила огромную базу данных по культам всего мира и считает, что единственной необычной чертой в данной секте является то, что ее лидер - женщина, большинство крупных сект находятся под руководством мужчин. Обычно женщины возглавляют секты небольшой численности - от 5 до 50 человек. "Женщины очень жестко контролируют свои группы", - добавляет она. Девять или десять месяцев назад ей начали звонить люди, из Сан Франциско и Сан Хосе, супруги которых покинули их и примкнули к организации Чинг Хай. "Почти все говорили, что их девушка или муж бросили все и пошли работать в ресторан Чинг Хай или вступили в ее организацию". Д. Зингер добавляет, что все звонившие жаловались на то, что их супруги начали тратить огромные суммы денег на товары организации Чинг Хай. "Обычно люди недовольны, если их супруги тратят деньги на пустяки", - говорит доктор. "Похоже организация вынуждает людей тратить свои деньги на эти товары. Проводятся встречи, на которых безделушки ценой в 5 долларов продаются за 50".

    Приложение: Изображение Верховного мастера украшает веб-странички, выпуски новостей, стены ресторана и дома ее учеников. Разговаривая с покинутыми супругами, Д. Зингер не слышала примеров физического либо сексуального домогательства. Также доктор не считает, что учение Чинг Хай, практически не включающее апокалиптических идей, приведет к самосожжению или самоотравлению ее последователей. "Похоже, этого Чинг Хай не нужно. Обычно конец секты вполне предсказуем, его можно определить, проанализировав личность предводителя. Похоже, Чинг Хай нравится находиться среди большого количества образованных и хорошо одетых людей и властвовать над ними. Скорее всего, она не вынашивает идей массового суицида или апокалиптического конца". Хотя Чинг Хай не представляет физической угрозы для своих учеников, она наносит им иной вред. "Люди тратят свои деньги и оставляют семьи", - говорит Д. Зингер. "Человеку очень больно, если его супруг заявляет, что если он не вступит в организацию, он уйдет из семьи".

БОРЬБА ЗА ДУШУ

    Житель Сан Хосе Стив Крисьяк, у которого была вьетнамская подруга - член организации Чинг Хай, рассказывает свою историю. "Могу сравнить это с Мэнсоном, он ловил людей на ЛСД, похоже, Чинг Хай использует для этого медитацию". В 1990 г. Крисьяк встретил Транг (имя изменено), иммигрантку из Вьетнама, на родине она попала в плен к коммунистам, но ей удалось бежать на корабле в Америку, там она нашла работу парикмахера. К моменту их встречи во Фремонте у Транг было трое детей и она уже была ученицей Чинг Хай. Крисьяк говорит, что он предупреждал свою подругу быть осторожнее с Чинг Хай. "У нас были прекрасные отношения - рассказывает Крисьяк - она была очень сексуальной". Но некоторое время спустя все изменилось, Танг сказала: "У меня больше нет сексуальной энергии". "Мои друзья-вьетнамцы предупреждали, что это случится. Женщины - ученицы Чинг Хай умирают в сексуальном смысле", - рассказывает Крисьяк. Отношения ухудшились, поскольку Крисьяк и Чинг Хай были конкурентами в борьбе за привязанность Танг. "Чинг Хай говорит, что они должны медитировать по 5 часов в день, не обращая внимания на детей", - добавляет Крисьяк. Иногда он заходил в комнату, где медитировала Транг и видел на ее коленях одеяло, которым она должна была накрывать голову, чтобы посторонние не узнали секрета медитации Кьян Инь. "Я сказал - продолжает Крисьяк - опять ты встречалась с этой проклятой Чинг Хай! А она отвечала: "Ах, ты за мной шпионишь!". Транг истратила около 9 000 долларов, как предполагает Крисьяк, они ушли к Чинг Хай. "Видеокассеты продаются людям, интересующимся культом за 10 долл., а для действительных членов организации они стоят 28-30 долларов", - говорит Крисьяк. Добавляет, что Транг купила билет в Нью Йорк, чтобы пройти там инициацию, приобрела флейту, т.к. на ней играет Чинг Хай, развесила по своей комнате плакаты с ее изображением и даже сделала пластическую операцию - увеличила грудь, поскольку Чинг Хай тоже, как говорят, сделала это. Также Транг стала "фанатичной вегетарианкой", говорит Крисьяк.

    "Она пыталась приучить к этому детей, им это ужасно не нравилось. Хорошо, что они уже привыкли к Америке и могли ходить в Мак Дональдз". Однако Транг не повезло, у нее началось заболевание щитовидной железы. "Вьетнамцы используют для готовки соль без добавления йода, и когда Транг перестала есть рыбу, у нее началась эта болезнь. Она дважды проходила курс лечения радиоактивными средствами и в итоге всю оставшуюся жизнь ей придется лечиться". Даже после этой болезни Чинг Хай удалось перетянуть Транг на свою сторону. "Мне рассказывали, что если люди перестают встречаться с Чинг Хай, они могут относительно отдалиться от группы на время, но другие ученики постоянно звонят и уговаривают вернуться". В итоге Транг ушла от Крисьяка в 1992 г. Криськ переехал в Сан Хосе, чтобы избавиться от мучительных воспоминаний о Транг и тут же увидел, что неподалеку открылся ресторан Чинг Хай. "Сейчас я уже спокоен - говорит он - но тогда еще не был. Однажды я разозлился и ворвался в ресторан и стал кричать: "Ваша Чинг Хай - мошенница!!! Некоторое время спустя я успокоился и пришел в ресторан извиниться перед хозяйкой, и знаете, что она мне сказала? - Ничего страшного, это случается со всеми нашими мужчинами". После этого Крисьяк вернулся домой и обнаружил, что не может в него попасть - захлопнул внутри ключи. "Я позвонил слесарю. Он был вьетнамцем и я ему все рассказал, на что слесарь рассмеялся и сказал: "У вьетнамцев есть две причины для разводов: азартные игры и Чинг Хай".

РЕКЛАМА САМОЙ СЕБЯ

    Возможно, кому-то в азиатском сообществе Чинг Хай кажется очень выдающейся личностью, но несмотря на тот факт, что она владеет сетью ресторанов, имеет около 100 000 учеников и представителей в 37 странах, похоже, мировая пресса ничего о ней не знает. Даже большинство экспертов по культам очень мало или вовсе ничего о ней не знают. Вся информация о деятельности Чинг Хай поступает из ее же литературы и множества сайтов - на них много цветных фотографий и подозрительно восхваляющие Чинг Хай статьи иностранных журналистов. Чинг Хай не упускает возможности прославить себя и свою организацию. Время от времени она заявляет, что ее приглашают с лекциями в весьма престижные места - Университет Джорджтауна, Калифорнийский Университет в Лос Анжелесе, в ООН в Женеву и Нью Йорк, но никогда не говорит, кто именно ее приглашает. Также она заявляет, что 7 губернаторов США провозгласили 22 февраля 1994 г. "Днем Верховного мастера Чинг Хай". Как выяснилось, так действительно сделал губернатор штата Айова Терри Брэндстэнд за то, что она пожертвовала на ликвидацию последствий наводнения 65 000 долларов.

    Попытки Чинг Хай в 1992 г спасти вьетнамских беженцев в Гонконге, несмотря на то, что они не удались, до сих пор являются пунктом в списке ее благих деяний.

    200 000 долларов, которые она обещала перечислить противопожарной службе в Южной Калифорнии в 1993 г - когда в Калифорнии бушевали пожары, так никогда и не были получены. В Тайване она учредила две организации, которые устроили торжественную церемонию и выдали ей награду, она даже заморочила голову одному чиновнику США и уговорила его стать президентом одной из этих организаций.

А КАК НА САМОМ ДЕЛЕ?

    Талант Чинг Хай делать себе рекламу легко наблюдать и в ее официальной биографии. Там Чинг Хай описывается как "исключительный и благородный ребенок", который сам учился философии с ранних лет и плакал, когда убивали животных. Приводятся и предсказания ясновидцев: "Она пришла в этот мир выполнить миссию Кьян Инь - спасти от несчастий созданий с душой". Далее, как гласит биография, где-то в Гималаях под руководством загадочного "Учителя" Чинг Хай овладела медитацией Кьян Инь. Затем она поехала в Тайвань, где группа студентов, которых привели к ней их молитвы, с трудом уговорила скромную женщину стать их учителем. Остальная часть биографии представляет собой хвалебную песнь скромности, благотворительной деятельности и коммерческим начинаниям Чинг Хай. Забавно, но этот компот из религиозной мифологии, восточного фольклора и откровенного пиара все же менее интересен, чем история Чинг Хай, изложенная в докладе Эрика Лай - выпускника университета Беркли. В процессе своих исследований Лай выяснил, что Верховный мастер появилась на свет под именем Хью Данг Тринх 12 мая 1950 г в маленькой деревеньке во Вьетнаме, в той же провинции, где позже произошла резня Май Лай. Ее мать была вьетнамкой, отец - китайцем. Тринх, будучи подростком, гуляла с американским солдатом и в итоге родила дочь. В 19 лет - в разгар войны во Вьетнаме - Тринх убежала из дома с немецким доктором, который работал в одной из международных гуманитарных организаций. Дочь Тринх покончила с собой в 20-летнем возрасте. Тринх вышла замуж за врача, сначала они жили в Великобритании, затем в Германии. Там в 1979 г. она познакомилась с буддистским монахом и следовала за ним повсюду в течение 3 лет, до тех пор, пока ей не запретили посещать его монастырь, поскольку она женщина. Тринх поехала в Индию и изучала там буддизм. Там она была способной ученицей Тхакар Сингх, который недавно отделился от организации буддистского толка Радхасоами и основал собственную секту - Керпал Лайт Сэтсэнг. "В истории Радхасоами Тхакар Сингх стал самым скандально известным гуру" - пишет Дэвид Кристофер Лэйн, выпускник Беркли, который встретил Сингх в 1978 г в Индии и с тех пор тщательно наблюдал за его деятельностью. Согласно его исследованиям, "К середине 1980-х по всему миру были сообщения о том, что Тхакар присваивает чужие деньги, имеет сексуальные отношения с бесчисленным количеством женщин, регулярно связывает и избивает их". Но к тому времени Чинг Хай уже обучилась технике медитации "свет и звук" и уехала в Тайвань. Там в 1983 г Тринх училась вместе с буддистской монахиней Ксинг-жинг, последняя не знала о связи Тринх с Сингхом и официально посвятила ее в духовный сан и дала ей духовное имя Чинг Хай, что в переводе с мандаринского диалекта китайского языка означает "чистый океан". На следующий год Чинг Хай уехала в буддистский храм в Квинз, Нью Йорк, там она преподавала медитацию и сама медитировала по 4 часа в день. Один из бывших сотоварищей Чинг Хай рассказал Лаю, что "все мы были впечатлены ее искренностью и приверженностью делу". Но через полтора года Чинг Хай начала преподавать медитацию "Света и звука" своим ученикам, что им не очень нравилось.

    В 1986 г Чинг Хай вернулась в Тайвань и переманила учеников своей бывшей наставницы Ксинг-жинг и организовала временный храм в квартире в пригороде Тайпей. Слухи о ее провидческих способностях и уникальной медитации привлекли к ней множество учеников и к 1987 г плакаты с изображением Чинг Хай красовались па улицах Тайпей. К тому времени тайваньское сообщество буддистов уже узнало о ее прошлой связи с позорным культом Сэтсэнг, но было слишком поздно. Родилась новая Мессия.

МЕССИЯ - ТАКАЯ ЖЕ РАБОТА

    А теперь она среди нас - в Сан Хосе. Ее приезд уникальное событие для ее учеников, они ждали его со времени ее последнего визита сюда в 1994 г. Новые ученики (лично отобранные Чинг Хай по анкетам и фотографиям) могли видеть мастера только в литературе и на видеокассетах, которые можно достать в ресторане. Некоторым счастливчикам удалось лично увидеть, услышать или даже прикоснуться к ней. Крики обожателей приветствуют Чинг Хай, когда она появляется на выходе А8. Она идет, а ее забрасывают цветами, люди падают ниц и тянут к ней руки. Она скромно улыбается. Выйдя наружу, садится в автомобиль, Чинг Хай машет рукой своим поклонникам и направляется к отелю. В течение следующего часа выезд из парковки аэропорта забит автомобилями, желающими последовать за Чинг Хай. Зал в отеле специально подготовлена к ее приезду. На сцене стоит белое кресло со множеством подушечек. Над сценой висит гигантское изукрашенное приветствие: "Добро пожаловать в Сан Хосе СУМА ЧИНГ ХАЙ". В воздухе парят воздушные шары с надписями "Самой великой!" и "Я люблю тебя!". На сцене установлен микрофон. Счастливый щебет толпы в 600 человек прекращается когда к микрофону подходит человек и произносит: "Пожалуйста, займитесь медитацией, ожидая мастера". Через 2 секунды весь зал погружается в тишину. По просьбе персонала Чинг Хай мамаша вынесла из зала своего шумного младенца. В течение следующего часа тишину нарушают лишь звуки установки видеокамер, проверки микрофона и вспышки фотоаппаратов. Чинг Хай входит в зал, толпа встает и аплодирует. Чинг Хай идет по центральному проходу под аркой разноцветных шаров и ленточек к сцене и временами останавливается, чтобы улыбнуться кому-то из пришедших, у которых от этого неизбежно начинаются конвульсии обожания. Она поднимается на сцену, наслаждается атмосферой и не может скрыть своего удовольствия от происходящего. Начинает свою речь фразами, одновременно скромными и восхваляющими: "Благодарю вас за вашу любовь. Не знаю, достойна ли я ее". Вздыхает: "Я стараюсь быть обычным гражданином. А потом кто-то приходит и напоминает мне, что я Верховный мастер Сума Чинг Хай!". Все дружелюбно смеются. После длинной и изматывающей лекции, Чинг Хай отвечает на вопросы аудитории, пару раз она отвечала на мандаринском диалекте. "У меня проблемы с медитацией Кьян Инь, - жалуется молодой вьетнамец - Свет вижу, звук слышу, но Кьян Инь - это же что-то иное". Чинг Хай спрашивает почему, но молодой человек не может объяснить. "Постарайтесь заниматься медитацией сначала одну минуту, потом две, потом вам станет легче", - терпеливо советует Чинг Хай. Молодой человек очень благодарен. "Спасибо Вам, мастер", - кричит он. Толпа аплодирует. Позже Чинг Хай проявляет беспокойство, когда молодой студент-медик спрашивает ее о том, как она относится к эвтаназии. "Вы хотите, чтобы у меня были неприятности? - резко спрашивает она и начинает ходить по сцене - что это вообще такое? И для чего?" Студент начинает смущенно рассказывать об убийстве из сострадания, коме и смерти мозга, но Чинг Хай перебивает его : "Что, в Америке есть такой закон?". Прежде, чем студент успевает ответить, она беспокойно вздыхает: "Я не знаю, я из Тайваня, почему я должна знать про остальные страны?" Поднимает что-то с подушек, на которых сидела и вопрошает: "Это что, мой волос?" В итоге она говорит студенту: "Иногда люди приходят в себя. Мне трудно сказать, кого нужно убить, а кого нет". Толпа смеется и аплодирует. "Бог - это личность или идея?" - спрашивает кто-то. "Понятия не имею", - отвечает Чинг Хай. Толпа смеется еще сильнее. "Кто-нибудь здесь хочет нам рассказать о Боге," Из первых рядов кто-то кричит: "Любящий нас мастер, которые не ест мяса". "Да, что-то вроде этого", - усмехается Чинг Хай. Встреча заканчивается далеко за полночь. Чинг Хай обходит аудиторию, прикасается к головам, улыбается. Чернокожий мужчина в африканском наряде вжимается в свое кресло, когда она проходит мимо, складывает руки в молитвенном жесте, вглядывается в ее лицо, начинает рыдать во весь голос, слезы потоком текут по его лицу. Чинг Хай, увидев его, сдавленно смеется и тыкает в него своим зеленым зонтиком, который мужчина начинает благодарно и нежно трогать. Я остался только потому, что хотел договориться об интервью с мастером. Я нашел Миллар, она сказала, что займется этим, и через пару секунд я уже сидел в кресле напротив Верховного мастера Чинг Хай. Наши колени почти соприкасались. На нас смотрело 600 пар глаз, несколько мужчин поднесли микрофоны почти к моему носу, на нас были направлены все видеокамеры. Я чувствовал, что по моей спине побежали струйки пота. Интервью началось. Чинг Хай сообщила, что ее организация "довольно большая", она имеет "множество центров в 40-50 странах". (Согласно информации в ее литературе, не считая представителей, настоящих центров - 37).

    На мой следующий вопрос об источниках финансирования мастер отвечает очень скромно. Говорит, что в основном, это поступления от продажи ее одежды и драгоценностей, затем добавляет: "Нам многого не нужно".

    Как и Миллар, Чинг Хай говорит, что она и ее ученики спят в палатках. "Нам не нужен храм. Пользуйтесь палаткой. 40-50 долларов - и у вас есть собственный храм. Мы живем очень просто. Едим только вегетарианскую пищу". Одна пожилая женщина, с которой я побеседовал, хвасталась, что Чинг Хай живет в красивом доме на вершине холма, и что она и другие ученики приехали туда и живут вокруг дома в палатках. Чинг Хай вкратце рассказывает о своей благотворительной деятельности в Таиланде, Индонезии, Филиппинах, Гонконге и здесь, в США. "А откуда вы берете на это деньги?" - спрашиваю я. Чинг Хай пожимает плечами: "Я не знаю. Бог дает их мне" - смеется. Никто всерьез не принимает эти слова, но я их все равно записываю. Согласно словам Миллар, драгоценности и одежда мастера "очень дорогие, но качественные". В том же духе Миллар поведала, что мастер хочет жертвовать деньги на благотворительные цели, поэтому она открыла счет, на который ученики могут вносить средства. Действительно,

    Бог благосклонен к Чинг Хай: в 1993 г на ее счету в Лос Анжелесе было 395 518 долларов. В своем последнем вопросе я упоминаю слова, недавно произнесенные одной женщиной - Мир ждал Вас тысячи лет. Я напомнил эти слова и спросил: "Как вы считаете, это правда?". Чинг Хай ответила: "Это правда для нее". "Вы считаете себя мессией?" "Мессия не так уж важен", - говорит Чинг Хай и начинает небольшой монолог, суть которого сводится к тому, что быть мессией - такая же работа. Мне немного трудно сосредоточиться на ее словах и на мгновение я перестаю писать. "Мессия или журналист - продолжает мастер - нет никакой разницы".

    Интервью окончено, мы пожимаем друг другу руки. Чинг Хай ушла в свой номер, но долго еще ее поклонники толкутся в вестибюле, чтобы прикоснуться к руке журналиста, который пожимал руку мастера. Девушка с широко открытыми глазами хватает меня за плечо и восклицает: "вы были к ней так близко!" Теперь меня тоже можно увидеть на видеозаписи в библиотеке Чинг Хай - американский репортер берет интервью у Верховного мастера. Может, наши слова появятся и на сайте или в журнале Сума Чинг Хай, а может, даже и в книгу попадут. Помимо своей воли я стал участником магического шоу Чинг Хай. Как и ее ученики вокруг я тоже вступил в мир света и звука мастера.

    Перевод Натальи Подмориной.

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.
Hosted by uCoz