Факты насильственных действий униатов (католики восточного обряда) с 28 октября 1989 г. до настоящего времени.

    1. 29 октября 1989 г., в воскресенье, униаты захватили Преображенскую церковь в г. Львове, прервали совершение литургии. Вооружившись металлическими предметами, установили круглосуточное дежурство в храме. У настоятеля храма протоиерея Андрея Горака потребовали сдачи ключей, угрожая применением физической силы. Второй священник, Иосиф Стягний, получивший в момент захвата храма инфаркт, отправлен в больницу. Замки взломаны и заменены. Против нарушителей возбуждено уголовное дело, но виновники до сих пор не понесли наказания.

2. Кафедральный собор святого Юра в г. Львове два месяца находится на осадном положении. В критические моменты православные вынуждены закрывать храм из-за опасности захвата.

3. 13 декабря 1989 г. в престольный праздник униаты не допустили архиепископа Львовского Иринея совершать богослужения и насильственно захватили Андреевский храм г. Львова. Группа бесчинствующих людей оскорбляла архиепископа и даже нанесла ему побои.

4. 12 декабря 1989 г. в Золочевском районе в результате захвата храма скончался священник Василий Бочало.

5. 27 января 1990 г. в г. Бориславе униаты захватили православный храм, настоятель которого, протоиерей Владимир Инницкий, находился в это время в Москве по вызову Священного Синода. Православные в количестве до двух тысяч человек, вооруженные дубинами и вилами, окружили закрывшихся в храме униатов и грозили им расправой, если те добровольно не покинут храм .

6. 31 января протоиерей Андрей Горак, секретарь Львовской епархии, сообщил: "Несколько дней подряд г. Мостийск и окрестные села посещал Иван Гель с представителями униатского духовенства и призывал к переходу в униатство и захвату православных храмов, в частности в селе Старьява (именно там православные разбили его машину)".

7. 24 января состоялось собрание в Преображенском храме г. Львова, на котором католики восточного обряда: духовенство (около 218 чел.) и униатские епископы приняли решение о ликвидации постановлений Собора 1946 г., что было в тот же день красочно передано по местному телевидению и что грубейшим образом нарушает права православных.

8. 22 января 1990 г., по сообщению приходского совета из с. Топорив Бузького района, в храме святого Юра при попустительстве местных властей жестоко действуют униаты, которые самовольно своим замком закрыли храм, издеваются над священником Василием Притискачем, обзывая его нецензурными словами. Были случаи, когда из рук священника эти люди вырывали крест и Евангелие, всячески угрожая ему, если он не перейдет в унию.

9. Верующие православные из г. Нестерова просят защитить их от нападения католиков восточного обряда, которые уже неоднократно собирают людей из близлежащих деревень и совершают нападение на храм Рождества Христова. В городе две действующие католические церкви и один костел, они сеют вражду, неправду и клевету на настоятеля протоиерея Стефана Хомина. Верующие просят защитить их права и законный храм, который они арендуют с 1846 г. Храм был все же захвачен.

10. Благочинный Миколаевского района протоиерей Иоанн Салабай от 22 января 1990 г. сообщает, что все бедствия начались с того митинга, когда выступил первый секретарь Р.П. Ковалевский и юрист Волощак, который категорически высказался против православных, в защиту униатов. 13 января появился лозунг: "Позор РПЦ, это враг украинского народа, все поднимайтесь за греко-католическую веру, а автокефалия - это измена". Пригрозили по телефону, что сына протоиерея Иоанна Салабая возьмут в залог, пришлось не пустить его в школу. 18 января, накануне Крещения, отца Иоанна вызвали в райисполком, где три часа оказывали давление, заставляя впустить греко-католиков в православный храм. На встрече было 15 человек греко-католиков, члены "Руха", местный прокурор, начальник милиции, председатель райисполкома и заместитель, а также уполномоченный Ю.Ю. Решетило. Местные власти в данном диалоге защищали отца Иоанна, а католики и Решетило были категорически против православных. …Нужны срочные меры законности.

11. Настоятель Успенского храма г. Стрия протоиерей Михаил Будник: "30 декабря 1989 г. греко-католики захватили храм, меня закрыли в пономарне и стали толкать и угрожать, их было около ста человек… я сидел до четырех часов ночи, потом меня выпустили". Ему угрожали, "если не перейдешь в греко-католики, мы тебя разорвем на куски". Итак, настоятель остался вне храма, он писал депутатам Съезда, в Верховный Совет, М.С. Горбачеву, но храм не освобожден.

 

Тернопольская область

В с. Переволока Бучанского района по религиозным мотивам был убит униатом православный прихожанин Мокрицкий Василий. Это произошло в ноябре 1989 г. Прокуратура подтвердила совершение преступления на религиозной почве. Благочинный г. Залещики сообщил, что 3 февраля 1990 г. председатель городского Совета В.Г. Дрозд потребовал от православной общины сдать в горсовет ключи от храма, в котором в течение нескольких десятилетий совершались православные богослужения.

 

Ивано-Франковская область

1. 20 декабря 1989 г. группа католиков восточного обряда во время совершения богослужения в кафедральном Воскресенском соборе архиепископом Ивано-Франковским Макарием ворвалась в храм, изгнала православных молящихся и силой захватила собор. Архиепископ Макарий отказался покинуть собор и объявил голодовку, которая продолжалась две недели. 28 января 1990 г. исполком принял незаконное решение о передаче Воскресенского собора униатам (на его ремонт к 1000-летию Крещения епархиальное управление истратило 300 тыс. рублей. Поступают сведения, что православные гуцулы готовятся спуститься с гор с охотничьим оружием и освободить православный Воскресенский храм в Ивано-Франковске.

2. 31 января 1990 г. в дом протоиерея Николая Новосада, клирика Воскресенского собора г. Ивано-Франковска ворвались три униатских священника и довели его до инфаркта. Протоиерей Николай находится в областной больнице в реанимации.

3. В конце декабря 1989 г. два неизвестных униата в ночное время ворвались к настоятелю Гошевского монастыря игумену Серафиму и нанесли ему ножами две легкие раны в области живота и сердца в качестве предупреждения, чтобы он сдал униатам монастырь.

4. 2 февраля 1990 г. в 13 час. 30 мин. поступило сообщение от архимандрита Серафима (Демьянова) о том, что униаты разгромили монашеские корпуса, сорвали двери храма (Гошевский монастырь). В селах около монастыря начались поджоги домов православных (около 10 строений). Конфликт грозит перерасти в борьбу с огнестрельным оружием. (Подписали: митрополит Киевский и Галицкий Филарет, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий, архиепископ Львовский и Дрогобычский Ириней, архиепископ Тернопольский и Кременецкий Лазарь). Следствием событий на Западной Украине является невозможность официального диалога между Русской Православной и Римско-католической Церквами. Отношения сведены к работе различных комиссий по урегулированию конфликтной ситуации.

( Российский государственный архив социально-политической истории, ф. 89, пер. 8, док. 41.)

Всего на сегодняшний день католиками в Галиции было силой захвачено более тысячи православных храмов. Ныне наши Православные братья на Украине не имеют возможности осуществлять свои законные права, поскольку местная администрация и центральные власти Украины, препятствуют им даже в праве строить новые храмы взамен захваченных (последний пример - кафедральный собор в Львове).

Справочник: Религии и секты современной России



Hosted by uCoz