Акт судебно-психиатрической экспертизы Центра социальной и судебной психиатрии им.Сербского №641 от 13 июля 1993 по поводу состояния Аверина Николая Николаевича, 1961 г.р.

    Двоюродный брат испытуемого страдает шизофренией, неоднократно лечился у психиатров. Подэкспертный в развитии от сверстников не отставал, перенес детские инфекции без осложнений. По характеру формировался спокойным, послушным, отзывчивым. Боялся темноты, одиночества, иногда ночью казалось, что за дверью кто-то стоит, хочет его похитить. Часто повторялся один и тот же сон: маленькие люди, которые его похищают. В школу поступил своевременно, учился удовлетворительно, интереса к учебе не проявлял. В классе всегда был спокойным, дисциплинированным, ответственным. Когда ему было 10 лет, во время службы в армии погиб его сосед. Тяжело переживал случившееся, стал задумываться о смерти, появился страх умереть, представлял, что с человеком случается после смерти. Однажды ночью увидел светлый полупрозрачный человеческий силуэт, чувствовал на себе его взгляд, при этом испытывал сильный страх. Понял, что к нему приходил “дух” умершего соседа. В подростковом возрасте стал задумываться о смысле жизни, добре и зле, о бесконечности вселенной, о вмешательстве высших сил в судьбу человека, иногда видел как бы из космоса маленькую Землю. Этим размышлениям посвящал почти все время, иногда не мог от них избавиться, они “раскручивались” против его воли. В этот период стал замкнутым, малообщительным, не поддерживал отношений со знакомыми. После окончания 8 классов поступил в культпросветучилище, имел хорошие отметки по специальным предметам. В 1980 г. был призван в армию, службу проходил в Афганистане в пограничных войсках. За время службы ранений и травм не имел, что относил за счет вмешательства “высших сил”, считал, что Бог “охраняет его”. После демобилизации внезапно стал религиозным, “фанатиком веры”, исполнял все обряды, однако Библию и Евангелие прочитать до конца не смог. Уезжал в Калугу, проповедовал на улицах христианство, называл себя Иисусом Христом. Согласно показаниям родственников испытуемого, в этот период он “стал очень нервным”, плохо спал, боялся ходить по улицам, казалось, что его могут убить (показания отца, л.д.300, сведения из акта №425 от 14.05.91 г.). Несколько раз он устраивался на работу, однако подолгу нигде не удерживался. В 1988 г. внезапно услышал резкий свист, стал против своей воли притоптывать. Появилось ощущение, что за ним наблюдает “некий мудрец”, который знает все его мысли, от которого ничего нельзя скрыть. Внезапно появилась мысль: “Мы - роботы”. В ответ услышал в голове “мыслеголос”: “Ты - робот”. Внутренним взором увидел светящуюся проекцию своего тела, чувствовал, как по телу передвигаются атомы. Внутренний “голос” приказал ему удариться головой о стену, он выполнил приказ, так как не мог противиться ему. Затем увидел на стене светящийся треугольник, в голове появилось изображение летающей тарелки с сидящими внутри “железными людьми”, разговаривал с ними о СПИДе, катастрофах на Земле. Инопланетяне сообщили ему, что это “кара Божья”.

    С тех пор слышал голос постоянно, считал, что это голос Бога. Голос смешил его, показывал людей в смешных позах... Голос вмешивался в его мысли, чувства, вызывал слезы, печаль, либо радость и смех, “показывал” ему сны. Издевался над ним, оскорблял, комментировал его мысли и действия. Чтобы избавиться от этого “голоса” испытуемый хотел покончить с собой, наносил самопорезы. “Голос” объявил его братом Сатаны, объявил, что при рождении в его тело вселился дух Дьявола.

    В 1989 г. испытуемый в Москве на курсах киномехаников, обратился в медицинский центр для лечения воинов-афганцев и был направлен в Московскую психиатрическую больницу №4 им.Ганнушкина. При беседе с врачами был тревожен, подавлен, говорил о своей связи с Богом, рассказал, что в него “вселился бес”, который “испугавшись лечения” на некоторое время покинул его. Спустя 2 недели он был выписан по просьбе родственников с диагнозом: “Шизофрения параноидная непрерывнотекущая” (и/б не представлена, ссылка на и/б №385 от 12.05.91 г.). В 1991 г. Аверин был привлечен к уголовной ответственности за попытку изнасилования, по этому делу он был амбулаторно освидетельствован в Калужской Областной психиатрической больнице №1. При беседе с врачами он жаловался на свист в голове, голос, который не давал ему спать. Он то смеялся, то тревожно оглядывался. Иногда внезапно начинал сквернословить, кричать. Было дано заключение, что Аверин страдает шизофренией, в отношении содеянного невменяем, ему рекомендовалось лечение в психиатрической больнице с обычным наблюдением.

    С 21.08.91 г. по 8.02.92 г. находился на принудительном лечении в Калужской областной психиатрической больнице №1 с диагнозом: “Шизофрения”. Во время пребывания в больнице продуктивной симптоматики у него не выявлялось, однако он был убежден, что необычные ощущения и переживания действительно были вызваны вмешательством Бога. Иногда говорил, что Бог оберегает его, подсказывает ему, что делать, дает понять, что все видит. В отделении он был упорядочен, вежлив с персоналом, участвовал в больничной самодеятельности (и/б №2719). После выписки испытуемый оформил разрешение на предпринимательскую деятельность, однако ничем конкретным не занялся. Читал литературу о естественных явлениях, неоднократно посещал экстрасенсов и галалок, считал, что у него “черная аура”, свойственная аду.

    По словам свидетеля, испытуемый говорил окружающим, что ему очень тяжело из-за этого голоса, он не хочет жить, что-то с собой сделает. Стал нелюдимым, замкнутым, по словам брата стал на сторону сатаны, ругал Бога нецензурными словами. Заявлял, что он - брат сатаны, будет вместе с ним в астральном мире, ненавидел Бога (л.д. 275). Согласно показания отца, он продал иконы, порвал Библию, изрубил ее (л.д.300). По словам его матери, он “обозлился на Бога”, так как прошел Афганистан без единой царапины, а теперь ему голоса с неба угрожают, не дают покоя. Не мог простить Богу то, что он его наказал. Говорил, что при жизни с Богом не справиться, а на том свете с ним поквитается (л.д.303).

    Как видно из материалов уголовного дела 18.04.93 г. около 6 часов в монастыре Оптина Пустынь Аверин Н.Н. нанес троим священнослужителям: инокам Трофиму и Ферапонту и иеромонаху Василию сделанным им мечом с выгравированными цифрами 666 ранения, от которых потерпевшие скончались. В ходе следствия испытуемый давал подробные показания, свою вину признавал, сообщил, что слышал голос Бога, который издевался над ним, заставлял делать то, что он не хотел. Тогда понял, что Бог - зло, что сам он - сатана. Он заявил, что всей своей жизнью готовился к этому убийству, так как хотел этим достать Бога на земле. Испытуемый заявил, что он - воин сатаны в войне Бога и сатаны за души, то, что он совершил нельзя считать уголовным преступлением, как не может считаться уголовным преступлением убийство противника на войне (л.д. 362-367). При настоящем обследовании в Центре им. В.П.Сербского патологии со стороны внутренних органов и нервной системы не выявлено.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    Испытуемый формально ориентирован, цель экспертизы понимает правильно. Настроение приподнятое, охотно беседует, держится несколько высокомерно, высказывает недоумение по поводу направления его на судебно-психиатрическое освидетельствование, так как считает себя психически здоровым человеком. Жалоб не предъявляет, многословно, непоследовательно рассказывает о своих переживаниях. Говорит, что помнит себя еще не родившимся в астральном мире “как взгляд”, который “невозможно выдержать”. Считает, что в него вселился дух сатаны, он является его братом из “круга властелинов ада”. Пространно, иногда теряет нить беседы, со склонностью к бесплодному рассуждательству, описывает мир вселенской борьбы Бога и Сатаны, в котором он существует, заявляет, что не боится смерти. О содеянном говорит равнодушно, без эмоциональной окраски, считает, что выполнил свою миссию.

    Хочет быть признанным вменяемым, “чтобы его не считали сумасшедшим”. Подчеркивает, что совершил убийства обдуманно, готовился к ним, не сожалеет о них, Рассказывает, что голос все время пытается поговорить с ним об этом, но он “не идет ни на какие переговоры”. За несколько дней до комиссии заявил, что о “голосах” все придумал, “просто решил на всякий случай иметь диагноз”, пытается объяснить правонарушение тем, что “монахи считали нашу жизнь скотской”, при этом не к месту улыбается, начинает рассуждать о том, что “как властелин ада не будет испытывать никаких мук” из-за содеянного. Мышление непоследовательное, с соскальзываниями, тенденциями к резонерству и абстрактности. Эмоциональные реакции неадекватные парадоксальные. Критика к своему состоянию и содеянному отсутствует. При экспериментально-психологическом исследовании также выявлены выраженные нарушения мыслительной деятельности в виде разноплановости, соскальзывания по субъективным и отдаленным основаниям, неадекватности и выхолощенности ассоциаций, склонности к абстрактным и усложненным высказываниям, спонтанному продуцированию неадекватных маловероятных предметов, слиянию субъективного и объективного смысла в суждениях. Выявляется неадекватный характер восприятия и эмоционального отношения к практическим ситуациям, искаженные представления о своих возможностях без критического отношения к своим действиям, склонность к реакциям недовольства, раздражения и категорическим суждениям.

    На основании изложенного комиссия приходит к заключению, что Аверин Н.Н. страдает хроническим психическим заболеванием в форме шизофрении. Об этом свидетельствуют данные анамнеза и медицинской документации о наличии у него в детстве кратковременных психотических состояний на фоне неврозоподобных расстройств. Инициальный период заболевания можно отнести к подростковому возрасту. Он характеризовался явлениями метафизической интоксикации, имевший в то время навязчивый, с оттенком насильственности характер и появления в последующем сверхценного увлечения религией. Манифестацию заболевания можно примерно отнести к 1989 г. с возникновением у испытуемого вербальных псевдогаллюцинаций, рече-двигательных и сенсорных автоматизмов, в связи с чем в 1989 г. ему был выставлен диагноз шизофрении. В последующем клиническая картина заболевания усложнилась отражающими содержание псевдогаллюцинаций бредовыми расстройствами, у испытуемого развился фантастический антогонистический бред с идеями величия и особой миссии (он - брат сатаны, властелин ада). Инкриминируемое ему деяние он совершил по бредовым мотивам. Данный диагноз подтверждается и результатами настоящего обследования, выявившего у Аверина Н.Н. вербальный псевдогаллюциноз и галлюцинаторный фантастический антогонистический бред с идеями вселенской борьбы Бога и Матаны, добра и зла и активным участием в ней подэкспертного в качестве “брата сатаны”, “властелина ада”, что позволяет расценить в целом психотическое состояние, как парафренный этап шизофрении.

    У подэкпертного выявляются все виды психических автоматизмов: сенсорные (сделанность и чуждость ощущений), моторные (насильственные движения и речь) и идеаторные (слуховые псевдогаллюцинации, открытость мыслей, “сделанность” эмоций, чувство овладения им со стороны “высших сил”). В психическом состоянии Аверина Н.Н. также определяются и типичные для шизофрении негативные расстройства в виде эмоциональной неадекватности, холодности, нарушения мышления в виде его аморфности, непродуктивности, а также отсутствие критики к своему состоянию и содеянному.

    Поэтому, как страдающего хроническим психическим заболеванием, Аверина Н.Н. в отношении инкриминируемого ему деяния, совершенного в период указанного психического заболевания, лишавшего его возможности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, следует считать НЕВМЕНЯЕМЫМ.

    По своему психическому состоянию в настоящее время Аверин Н.Н. также не может отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими и, как представляющий особую социальную опасность, в связи с актуальностью бредовых идей, диссимулятивными тенденциями, глубиной личностных изменений, отсутствием критики к своему состоянию и тяжестью инкриминируемого ему деяния, он нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрическую больницу со строгим наблюдением.

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.
Hosted by uCoz