ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ: "В ПЛЕНУ СВОБОДЫ СОВЕСТИ".
Мать дочери-сектантки против религиозной мафии


"Это неправда, что Православная Церковь борется с инаковерующими, боясь конкуренции. Она лишь предупреждает: если уж нам довелось жить при религиозном рынке, будем грамотными потребителями. Ведь каждый человек со вниманием относится к покупке товара, проверяет его на качество и остерегается подделок. Но, приобретя некачественный товар, вы лишь потеряете деньги. Имея дело с духовными подделками, вы рискуете гораздо большим: всем своим имуществом, окружением, карьерой, семьей, здоровьем, да и всей вашей жизнью, наконец". А.Дворкин. "Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным".

- О чем пишешь? - спросила на днях моя коллега.

- Да о сектантах, - ответила я.

- Так вроде весеннее обострение закончилось, - удивилась она.

"Весенним обострением" в нашей журналистской среде принято иронично называть нашествие в редакцию, как водится по весне, всевозможных детей бога, пророков, мессий, ясновидящих и прочих "озаренных" и "прозревших" шизиков и городских сумасшедших. Кого только не повидали мы в наших стенах - белых братьев и кришнаитов, дианетиков и контактеров с внеземными цивилизациями… И нет этой публике числа, и всем хочется поведать "об истине" со страниц общественно-политической газеты "МР". Как правило, вся эта макулатура отправляется в архив. До следующей весны, когда на наших редакционных столах вновь появляются письма подобного содержания.

Курский соловей.

А в середине июля на мой рабочий стол лег компьютерный оригинал статьи некой Тамары Антипенко, журналистки газеты "Курская правда", под заголовком-воззванием "Не мешайте счастливым быть счастливыми".

Кто же и кому в уральской Магнитке помешал "быть счастливым", да так сильно, что за интересы обиженных приходится пламенно вступаться далекой курянке? Ратует Т. Антипенко, оказывается, за "необычное Явление" (с большой буквы), имя которому "Виссарион". Кто ж обидел в Магнитке, лично мне до письма Антипенко неведомого, Виссариона? Ба, коллеги-журналисты и обидели: "на общину Виссариона вдруг, что называется, "в одночасье", обрушился вал статей негативного характера", - жалуется в магнитогорскую газету курская журналистка, обиженная тем, что ее личные впечатления от поездки в общину Виссариона не совпадают с оценкой "вала статей негативного характера".

От слов "община Виссариона" за версту несло сектантством, из елейных впечатлений мадам Антипенко лично для меня очевидно торчали ослиные уши "заказухи". Она умильно ведала "граду и миру" о том, как в начале 90-х годов в город Минусинск Красноярского края "устремились те, кто признал в самом обыкновенном, ничем доселе не выделявшемся, кроме разве таланта художника, жителе Минусинска духовного Учителя (опять с большой буквы. - С. Л. )".

Далее идет рассказ, как горстка чудиков, убегая в глубь тайги от цивилизации, сажает репу, плодится и размножается, яко кролики, и черпает силу в откровениях "Сына Божия, проводника Духа Святого Великой Мудрости Творца Виссариона".

"Конечно же это не религиозные фанатики и не зомби, как пытаются их представить некоторые мои коллеги, - не забывает полемизировать Т. Антипенко. - Это умные, талантливые люди, которые взяли на себя высочайшую ответственность за будущее не только планеты Земля, но всего Мироздания". Законный вопрос, вытекающий из повествования Антипенко, как можно брать высочайшую ответственность за будущее планеты, убегая от проблем и бед презираемой ими цивилизации в тайгу, скатываясь к средневековому натуральному хозяйству и слепо почитая "Сына Божия", - ответ на этот вопрос не цель статьи. Забота Антипенко обратить в свою веру коллег-журналистов, которые упорно не разделяют ее восторг перед Виссарионом и, как пишет Антипенко, "перепечатывают друг у друга статьи, изготовленные недобросовестными авторами".

Себя Антипенко на полном серьезе полагает, видимо, автором добросовестным и опять "достает" коллег призывами: "Давайте позаимствуем у лучших представителей нашей российской интеллигенции один из ее основополагающих принципов - никогда дурно не говорить о том, чего мы не знаем, до конца не понимаем, в чем мы еще не разобрались". И ниже - снова да ладом: "Давайте же становиться цивилизованными, мыслящими, честными людьми, предполагая, что истинное Явление (с большой и только с большой буквы у Антипенко. - С. Л.), не изученное нами, может просто находиться за пределами сегодняшнего нашего понимания". Видно, журналисты недостаточно цивилизованны, чтобы восхищаться пещерным мировоззрением сектантов. И опять - "деньги за рыбу": "Согласитесь, мои дорогие, что сегодня так мало счастливых на Земле людей. Давайте же дадим возможность этой горстке собратьев, ощущающих себя счастливыми в свой нелегкой, но яркой жизни, продолжать оставаться счастливыми". (О "яркости жизни" продолжим чуть ниже. - С. Л.)

Сей образчик "правдивой журналистики" был принесен в редакцию, правильно, магнитогорскими виссарионовцами в надежде на публикацию на страницах нашей газеты. Так лично я впервые узнала о существовании в природе "общины Виссариона" и о наличии ее членов в Магнитогорске. И сразу начались звонки о сроках выхода в свет рекламного продукта Т. Антипенко, как будто звонившие даже не сомневались, что он появится на страницах нашей газеты. Слащаво-вежливый голос только хихикал в трубку вместо ответа на вопрос, кто ж им мешает быть счастливым в Магнитогорске. Вообще признаюсь, вся эта сектантская муть меня жутко утомила, по материалу Антипенко уже плакал редакционный архив, куда я была готова отправить опус "курской соловьихи".

Но секте Виссариона не повезло. По ее поводу в редакцию поступило письмо совершенно другого рода. Дело принимало далеко не шуточный оборот.

Крик о помощи.

Дорогие сограждане! Магнитогорцы!

Я, Князева Надежда Александровна, мать, бабушка двоих внуков, обращаюсь к вам за помощью и советом в большом горе, постигшем мою семью.

Моя дочь оказалась вовлечена в секту Виссариона (церковь Последнего Завета). Пользуясь тем, что ее личная жизнь сложилась не совсем удачно (5 лет не было детей, по недосмотру медперсонала она едва не потеряла первенца, после рождения второго ребенка испортились взаимоотношения с мужем, громадные материальные трудности и т. д.), представители этой секты, проявив "сочувствие", сумели убедить ее в том, что физическое и нравственное здоровье лично ее и детей зависит от следования заповедям "учителя" Виссариона, возомнившего себя Христом.

Вот только некоторые из них, позаимствованные мною из книжицы "Малая крупица слова Виссариона", Магнитогорск, 1997 г.

- Диета (получившая название "агрессивная"), запрещающая к употреблению пищу животного происхождения - мяса, рыбы, яиц, молока и т. д.

- Минимальный сон.

- Отказ от медицинской помощи детям, находящимся в угрожающем для жизни состоянии (у Никиты - 2 года 9 месяцев - анемия; у Ильи - 1 год 5 месяцев - тяжелая анемия).

- Препятствие получению обязательного образования: "Стремление вскрыть любую тайну на основе научных данных есть признак больного разума" (стих 38); "Если разум развивать изначально, он приобретает неизлечимый недуг".

- Извращение общечеловеческих ценностей: "Ложь, сказанная во благо - мудрость" (ст. 3), "Значимы только духовные узы, а родственные - ничто!" (стих 47).

- Отказ от трудовой деятельности на благо общества: "Чем больше твои достижения, тем больше вреда принесешь окружающим" (стих 26) и т. д., и т. д.

И это только "малая крупица"!

Теперь у дочери распалась семья, она развелась с мужем, раздала из дома все ценные вещи, наряды и собирается продать квартиру (по настоянию секты), оставляет детей и себя без квартиры, без будущего, обрекая семью на голодное, нищенское существование в географически несвойственной им широте и суровом климате Сибири (с. Минусинск, Красноярский край).

Я, мои родные и близкие в отчаянии! И просим всех людей, чьи близкие и родственники попали в болото Виссариона, - откликнитесь!

Представители власти, ФСБ, УВД - защитите малолетних детей! Поставьте заслон чуждой идеологии!

Это ведь проблема не только моей семьи - но и государства. Дети могут быть как созидателями России, так и ее разрушителями".

Большое материнское горе привело Надежду Александровну Князеву в редакцию. Уже не первый год, как эта энергичная, здравомыслящая женщина, педагог высшей категории отчаянно пытается вытащить дочь из трясины сектантства. Снова и снова осмысливая вопрос, как это могло случиться с ее любимой, веселой, образованной, современной Таней… Таней, которая росла в любви и заботе, которой родители показали страну, которую брали с собой в замечательные походы и на сплавы по Белой, водили в театры и на выставки, выучили в пединституте, отдали замуж… Именно в этот период с Таней и началось твориться что-то неладное. В 1997 году она стала работать художником-оформителем в престижной организации города, где и попала под пристальнейшее внимание человека и иже с ним, чьей деятельностью во благо секты Виссариона (кстати, официально не зарегистрированной в городе), искренне надеется Надежда Александровна, заинтересуются компетентные органы. От разговора к разговору "за жизнь" словоохотливый и добрый дяденька узнал все трудности и горести молодой женщины. Он был, как все вербовщики, сама любезность, сама вежливость, само сострадание. Найти слабую сторону человека и сыграть на ней - по этой классической схеме у Тани и украли душу. Есть такой термин в секте мунитов - "бомбардировка любовью", он точен для любой секты. Главное - очаровать человека. Вся информация идет от опытных сектантов, опекающих вас с любовью и улыбками. Вы чувствуете, что вами кто-то искренне заинтересован, что у вас наконец-то появились настоящие друзья, о которых вы мечтали.

Когда у внука Ильи гемоглобин упал до 62 единиц и врачи диагностировали тяжелую анемию, а дочь упорно твердила, что мечтает в гармонии сравниться хотя бы с коровой, - мать забила тревогу.

К сожалению, этот этап жизни дочери оказался вне поля зрения матери - Таня жила отдельно своей семьей, все больше отдалялась от матери, с ней и ее детьми происходило что-то неладное - и это тревожило Надежду Александровну. Все раскрылось, когда она случайно обнаружила письмо к ее дочери от старосты одной из виссарионовских деревень Саши Ульяновского. Только тогда мать узнала, что дочь тайком вовсю готовит отъезд в Минусинск. "Что касается твоей квартиры, - деловито советовал староста, - то, конечно, ты можешь поступить с ней, как тебе хочется. Ведь это твоя собственность. А препятствия - они будут, ведь ты едешь к Истине. Тьма очень не хочет этого, но если ты твердо решила переехать, то делай шаг, а боль ближним в любом случае ты принесешь, ведь они так привыкли видеть вас рядом, а тут уезд неизвестно куда. Конечно, им будет больно. Попробуй все это творчески обыграть. Если есть какие-либо сложности, то, может, в этом случае не говорить, куда уезжаешь".

"Творчески обыграть" страдание и отчаяние своей матери Тане к тому времени было уже несложно. С помощью "духовных наставников" она уже миновала первый этап подавления своего сознания - отказалась от своего прошлого. Когда человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в секту. Все, что он считал белым, на самом деле было черным, все, что он считал хорошим, на самом деле плохое. Он неотвратимо шел к погибели, и никакой надежды на спасение не было. Люди, которые его любили, на самом деле желали ему только зла. Его друзья - его враги, потому что уводили его от тропы спасения. Его родители - его злейшие недруги. На этом сектанты особенно любят играть, то есть давать идеологическую подоплеку прениям с родителями и близкими, которые бывают у каждого человека, особенно молодого. И тогда ему начинают внушать, что родители - это не настоящие родители, ведь настоящая семья - тут, в секте.

Поле битвы - душа.

Надежда Александровна не собиралась безропотно отказываться от роли матери и уступать дочь без боя, начав борьбу за душу дочери, используя все способы увещевания, слезы, дискуссии, логические "расклады", изо дня в день говоря дочери о стремлении уберечь ее и внуков своей любовью. Она досконально стала изучать "врага".

Пора и наших читателей познакомить поподробнее с "Явлением". Но это не та "журналистика", так милая сердцу и так выгодная имиджу "церкви Последнего Завета" (ЦПЗ), как именует себя секта Виссариона.

Справочник "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера" однозначно относит общину Единой Веры, или ЦПЗ, к опасным, деструктивным, то есть разрушительным для личности, здоровья, семьи и общества. Об этом же сообщает и комитет защиты семьи и личности, организованный в Санкт-Петербурге людьми, чьи дети и родные попали в сети различных сект.

Стоило только серьезно заняться этой темой, чтобы увидеть, что по России активно идет идеологическая борьба с сектантством! К сожалению, только не у нас в Челябинской области. Так, председатель комитета Валерия Александровна Рычкова написала Надежде Александровне, что ей неизвестны центры по борьбе с сектами в Челябинской области. А между тем Надежда Александровна Князева получила практические рекомендации и от французской Ассоциации защиты семей и лиц от губительного воздействия сект, ей активно пишут из столиц родители - товарищи по несчастью. Вот последнее письмо от москвички Валентины Николаевны Бруновой: "Я такая же пострадавшая от секты Виссариона мать с шестилетним стажем. Моя дочь в 1994 году закончила университет, психологический факультет, а в 1995 в феврале попала в ловушку, которая называется сектой. За три месяца она изменилась как личность до неузнаваемости. Задета психика. У них отшибают критическое мышление, поэтому логика не действует, к их разуму взывать бесполезно. Сейчас моя дочь стала инвалидом II группы (состоит на учете в психоневрологическом диспансере). Попадают в секты хорошие люди с чувствительной нервной системой, которые нуждаются в заботе, ласке, любви. В современном обществе (особенно капиталистическом, куда нас ведут) мы все испытываем дефицит этого. Секта-мафия и ловит наших детей на этом".

Свидетельствует Интернет.

Лица, жаждущие публикации Антипенко, по-прежнему активно интересовались сроками выхода материала в свет.

- А сама "Курская правда" опубликовала впечатления своего корреспондента? - настойчиво интересовалась я.

- Конечно, - с каким-то характерным подхихикиванием отвечал мой приторно-вежливый собеседник.

Позволив себе не поверить ему, я позвонила в "Курскую правду". Заместитель редактора сообщила то, о чем можно было предполагать: разумеется, это в "Курской правде" и ни в какой другой газете области не публиковали и не собираются. Об Антипенко сообщили, что она обозреватель по культуре и - туманно - "у нее, похоже, свои интересы в этой секте". А потом к телефону подошла и сама Тамара Николаевна. Вопрос, а не пыталась ли она, поучая других "всесторонне изучать явление", поглубже вникнуть в суть происходящего в секте Виссариона, она… захихикала: "Не хотите - не публикуйте. Мне-то что. Я написала, а община взяла на себя труд распространить этот материал". По городам и весям, надо думать, разносят сейчас сектанты сей образчик заказной журналистики! Моя попытка рассказать Антипенко о горе магнитогорской матери вызвала неадекватную реакцию: "Над вами там что, ФСБ с палкой стоит?" И опять это хихиканье. Выразив на прощание "обозревательнице по культуре" свое сожаление о том, что у нас с ней одна профессия, я повесила трубку. Мой рабочий стол к этому времени был завален грудой материалов касательно секты Виссариона. И в ее защиту свидетельствовали лишь данные с собственного сайта секты в Интернете. Та же рекламная картинка:

"Истина Последнего Завета" послана человечеству, дабы завершить формирование Христианства в Единую Религию на Земле-Матушке. Виссарионом явлено Слово Отца Небесного в виде Последнего Завета".

Но вот интернетовское сообщение о секте Виссариона под названием "Террористка скрывалась в минусинской общине секты Виссариона" по материалам статей в газете "Сегодня" - оно имеет совсем иную тональность. Сообщается, что лжехристос Виссарион лично разрешил остаться среди сектантов участнице взрыва около общественной приемной ФСБ в Москве в 1998 году. "В распоряжение "Сегодня" попала аналитическая справка о деятельности самой секты и ее лидера, подготовленная контр-разведчиками. В ней говорится: "Поступающая информация свидетельствует о том, что деятельность отдельных религиозных структур является фактором, способствующим созданию дополнительных очагов напряженности в крае. Как утверждают красноярские специалисты, в том числе и из контрразведки, в действиях общины присутствуют все признаки тоталитарной секты: неофиты должны пожертвовать для нее свое имущество (так что Таня с ее двухкомнатной квартирой, в которой не прописаны по научению сектантов дети, - лакомый кусок. - С. Л.), питаться с общего стола и повиноваться учителю. Непременным условием жизни в минусинской коммуне считается отказ от животной пищи и тяжелые, изнурительные работы по возведению Города Солнца". Кроме того, по данным "Сегодня", в Туре работала специальная комиссия, состоящая из сотрудников ФСБ и православных священников Красноярской епархии, и выяснила, что религиозный фанатик Роман Гаврилов, зверски убивший в эвенкийском поселке Тура настоятеля местного Свято-Троицкого храма отца Григория, некоторое время назад жил в общине секты Виссариона.

Что любопытно, это интернетовское сообщение датировано 15.12.2000. А 21.12.2000 г. Мин-юст РФ выдает свидетельство № 575 о государственной регистрации "Церкви Последнего Завета".

Отчего ж самодовольно не хихикать сектантам, взирая и пользуясь политическим безволием государства в отношении разгула сектантства и с легкостью получая регистрацию наравне с кружками кройки и шитья. Участники прошедшей в январе 1999 года в г. Белокуриха Алтайского края научно-практической конференции "Тоталитарные секты в Сибири" выражали сожаление, что "законодательство России о религиозной деятельности до сих пор еще недостаточно разработано. Более того, мы выражаем свое крайнее удивление тем, что наше государство не соблюдает соответствующего законодательства о религиозных организациях и предоставляет государственную регистрацию организациям, которые не соответствуют всем критериям для получения таковой".

Отсюда и та же ирония дамочки "от культуры" к органам, призванным охранять общественную безопасность. Кстати, выступивший на конференции сотрудник краевого управления ФСБ Владимир Аникин сообщил, что после 1991 года со стороны спецслужб была прекращена всякая попытка как-то контролировать деятельность религиозных экстремистов и сект, посягающих на личность своих последователей. Это не замедлило привести к серьезным последствиям. С 1995 года, после истории с "Аум Синрике", определенная работа вновь стала понемногу возобновляться, и к 1997 году соответствующие структуры в органах безопасности были воссозданы.

Кстати сказать, не все государства сквозь пальцы глядят на сектантов. И государственных рычагов достаточно, чтобы поприжать мракобесов. Стоит всего лишь лишить секту религиозного статуса и регистрировать в качестве коммерческой. Можно не сомневаться, что большинству из них пришлось бы сворачивать деятельность, ставшую вдруг убыточной. Во Франции, читаю в Интернете, было принято судебное решение, что будучи общественно опасной сектой, например, "Свидетели Иеговы" не являются религиозной организацией и должны заплатить 300 млн. франков налогов. А до тех пор, пока вся эта сумма не будет выплачена, французские власти арестовали все имущество секты в стране.

В апреле 2001 года состоялась международная научно-практическая конференция "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Двести одним участником конференции, представляющим 7 стран мира, 22 епархии Русской Православной Церкви, вновь подчеркивалось в итоговом заявлении: "Законодательство нашей страны о свободе совести и религиозной деятельности до сих пор недостаточно совершенно. Традиционные религии не нуждаются в особой защите государства от тоталитарных сект, в ней нуждаются граждане России. Мы выступаем с инициативой о внесении в законодательство РФ изменений или дополнений либо о принятии новых законодательных актов прямого действия с целью поставить под жесткий контроль, ограничить или вовсе запретить деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов) и групп, попадающих под определение таковых. Для этого можно использовать законодательный опыт европейских стран, таких, как Франция, Бельгия, Германия и Австрия".

Милиционер подался в боги…

Информация, что медленно, по крупицам, собиралась Надеждой Александровной Князевой о секте Виссариона, между тем оказалась "задачей со всеми известными". Стоило мне обратиться за помощью к отцу Флору, и в мое распоряжение была предоставлена книга "Введение в сектоведение" Александра Дворкина, доктора философии, кандидата богословия, заведующего Центром святого Иринея Лионского в Москве. Он в религиозном мире признанный знаток сектантства, широко образованный ученый и опасный оппонент и разоблачитель "прохиндеев от религии". То, что он сообщает о Виссарионе, вызывает еще больше оснований волноваться за судьбу Тани и ее крошечных детей.

Увы, эти сведения, разумеется, утаили от Тани "добренькие" единоверцы, которые, обратим внимание, сами не спешат сорваться в Сибирь с насиженных мест.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Виссарионом называет себя Сергей Анатольевич Тороп, родившийся в 1961 году. Работал он слесарем, потом участковым милиционером. В звании сержанта, по некоторым сведениям, из милиции был уволен за пьянку. Занимался живописью. В 1990 году у него было "откровение". И на основе минусинского общества уфологов - кружка прекраснодушной местной интеллигенции, любящей поразмыслить об идеалистических и прочих высших материях, возникла харизматическая культовая община, где проштрафившегося милиционера стали почитать Сыном Божьим. Сережа оказался парнем хватким, учение его - смесь экологизма, неоязычества и восточных учений в слащавой упаковке из псевдохристианских терминов и псевдобиблейских изречений.

Итак, что проповедует Виссарион? И этого не открыли пока Тане. А проповедует он, пишет Дворкин, грядущий конец света, который начнется в 2003 году, когда придет конец нашего биологического вида. Только у ЦПЗ есть шанс выжить в течение последних пяти лет. В эти пять лет они могут получить код для генетического преобразования в новую расу людей. (Кстати, есть и такое определение секты: это небольшая группа людей, которая уверена, что лишь они спасутся, а весь остальной мир погибнет. Это первый признак, второй - они получают глубокое удовлетворение от сознания того, что остальной мир погибнет.)

Ну а покуда есть время, поселяться нужно в Сибири, где сектанты строят новый Город Солн-ца. Виссарион живет там в высоченном деревянном храме - это уже не та двухкомнатная квартира, о которой умильно сообщалось в курских заметках… Виссарион заботится об экологии и своем здоровье - сам не пьет воды, а пьет исключительно свежевыжатый сок из фруктов (кстати, проповедь о вреде мяса и прочих деликатесов к себе не относит, позволяет втихую себе разговеться). Сока, разумеется, в Сибири на всех не хватает, рядовым сектантам советует вместо плохой воды выпить с утра… стаканчик собственной мочи. Вообще здесь царит двойной стандарт - для верхушки и рядовых общинников. В окружении Торопа много отставных военных - это ли не повод задуматься, что могут приказать безвольной массе люди военной выправки.

Сторонники Виссариона живут в ужасающих условиях в бараках и палатках. Даже в выборе пищи им не оставляется свобода. Поначалу Виссарион не позволял пить грудное молоко младенцам, многие фанатичные матери отказывались кормить детей грудью. По свидетельству погибшего депутата Думы Савицкого, в общине было несколько случаев смерти от истощения, а уж анемия - в порядке вещей. От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, с обязательством никогда об этом не вспоминать.

Тяжкий труд, скудная еда, рабское повиновение лидеру - вот суть творящегося в минусин-ской общине.

"Вы не были в общине, а я была", - хвастливо заявила мне в разговоре Антипенко. Не была и не буду: ее неуклюжая попытка мало того что рекламировать дремучее мракобесие, так еще и вербовать потенциальных лохов среди журналистов - "почему бы вам самим не посетить эти места" (вроде как журналистам занять себя нечем, как только косяками устремляться в Минусинск) и т. п. - не для меня. Мы пойдем другим путем - обратимся к первоисточникам. Вот та самая "Малая крупица слова Виссариона, являющего последний завет от пославшего его отца небесного". Один разоблачающий автора абзац книжонки способен все объяснить человеку мало-мальски здравомыслящему: "Виссарион есть Слово. Слово Пославшего Его Отца. Он и отец едины. Трудно понять это нашему земному рассудку, но тем не менее это - Истина, и она будет существовать независимо от того, сможем мы воспринять ее или нет".

Земному рассудку действительно не понять, как человек есть Слово, при том что это Слово холит свое здоровье, любит комфорт, справляет естественные надобности и является отцом четверых детей (или уже больше). Но совершенно ясно, что пред тобой либо мошенник, либо сумасшедший.

Скорее мошенник, решила я, познакомившись с другим первоисточником - видеокассетой с проповедью Виссариона (этого добра у него пруд пруди). Здесь остается согласиться с богословом А. Л. Дворкиным - перед нами первостатейный демагог, страдающий страшным словоблудием при всем своем косноязычии и отвратительном владении русским языком. Как этот бывший милиционер (почему-то в варежках), в котором трудно усмотреть даже мужское обаяние, на которое порой поддаются экзальтированные особы, влияет на умы людей - загадка. Надо быть уж совершенным неудачником или обиженным, чтобы искать духовной крепости в этой словесной ахинее. Надежда Александровна уверена, что ее дочь подвергалась и гипнотическому воздействию опытных сектантов. Однажды дочь, далекая от психологии, сказала резко и властно рыдающей матери: "Мама, плачь и смотри мне в глаза, плачь и смотри в глаза!"

"Я - никто, и имя мое - Ничто".

Лично я во все глаза смотрела на Таню, напросившись к ней на знакомство. "Мой дом открыт для всех, даже кто и с камнем придет", - монотонно проговорила по телефону Таня, готовясь, видно, ко встрече с той самой Тьмой, какая для нее сегодня и ее мать, всячески препятствующая ее безумной затее с отъездом в тайгу, ну теперь и я, журналистка.

Таня мне понравилась, несмотря на приклеенную к бледненькому личику улыбку, несмотря на монотонный речитатив и зацикленность на одних и тех же фразах.

Дальше ее заклинаний "Виссарион - Живое Слово" мы так и не продвинулись. На стене красовалась его сусальная физиономия в голубом круге мирозданья, любовно нарисованном Таней прямо на обоях. Наперсники духовного разврата могут гордиться своей работой - передо мной на полу (так приучает сидеть себя Таня, как и вырабатывает эти искусственные интонации в голосе) сидел человек, лишенный воли, мысли, критического отношения к происходящему. "Отключи свой мозг, воспринимай все сердцем" - это ключевая заповедь Виссариона. Таня - ученица идеальная. Без тени скорби и сомнения изрекает мать двоих детей новое поучение учителя: "Если ребенок умирает, значит, на то высшая воля". В тайге, где голодом сидят с ноября по июль, видно, надо быть готовой к такому исходу. Не зря же на кассете звучит вопрос к Виссариону: "Можно ли разрешить детям побираться, если дети голодают?" Надежда Александровна собрала уже не одно свидетельство очевидцев жизни общины - там никак и никем не решаются проблемы трудоустройства, дети плодятся и растут как трава, наличествует половая распущенность, сексуальная эксплуатация женщины и случаи кровосмешения, дети не обучаются, не лечатся, голодают и попрошайничают. Таня ни о чем таком знать не желает. Мировоззрение и духовная жизнь некогда развитой женщины с высшим гуманитарным образованием сузились и сконцентрировались на поклонении Виссариону, она ни с кем не общается, кроме сектантов, слушает только псалмы, смотрит, читает только Виссариона.

- Таня, ну что за гордость ничего не знать, не читать, не размышлять?

- В моем словаре нет слова "гордость": я - никто, имя мое - Ничто.

Таня призналась мне в своих "страшных грехах" - когда-то она красилась, тайком от мамы покуривала, пробовала вино и - о ужас! - носила короткие юбки. Теперь на ней темный старушечий балахон до пят и деревянные амулеты на шее.

…А еще Таня готовится к большой любви. Тут приведу, пожалуй, откровение из заметок Т. Антипенко: "Любовь в общине - тема отдельного большого разговора. Здесь женщина спокойно может признаться в своих чувствах мужчине, даже женатому, и никто ее за это не осудит. Возникают здесь и "любовные треугольники", которых не прячут и не стыдятся. Здесь учатся не смотреть на мужа и жену как на собственность. С миром и благодарностью за совместно прожитые годы муж отпустит жену, если она полюбила другого. Здесь жена может принять в свою семью женщину, полюбившую ее мужа, но если сумеет стать с ней подругами. Мужчина же, вступивший в близость с женщиной однажды, берет на себя ответственность за нее и детей навсегда и никогда не оставит их без своей заботы, хотя может иметь и другую семью… То есть, на мой взгляд, - заключает Т. Антипенко, - отношения между мужчиной и женщиной в общине чище, чем у нас, в миру, и более ответственны".

Вот на каком идиллическом нравственном фоне, по ее мнению, "когда Россия вымирает, здесь, в общине Виссариона, идет восьми-девятикратный прирост населения!" - авторша в полном восторге. Вторит ей с кассеты и Учитель: "Да у нас дети плодятся, как в диких племенах кочевников!"

Надежда Александровна представляет своих внуков в "племени кочевников", где не лечат, не учат, не сожалеют о потерях, жуют, как жвачные, траву - и ужас охватывает ее. Она наблюдает у внуков прогрессирующую анемию. Таня пребывает в уверенности, что дети здоровы и закалены ею для проживания в Сибири. Бабушка как детский педагог бьет тревогу, что младший Илья в свои полтора года никогда не получал продукты, благотворно влияющие на развитие центральной нервной системы, то есть интеллекта ребенка. Татьяна слышать не хочет о медицинском контроле. Страдания матери для Тани - пустой звук. "Я ведь зову маму с собой". Она весь мир зовет стать пылью под ногами своего божества…

- Таня, никакой Виссарион не стоит и слезы твоей матери, - говорю ей на прощание.

- Виссарион - мое солнышко, от которого тепло, - говорит она мне и улыбается.

"Не осуждайте тех, кто добровольно ушел из жизни" - новые слова в учении Виссариона, которое, кстати, он неустанно корректирует и меняет. Есть большая опасность, предостерегает А. Дворкин, что до 2003 года секта не доживет и кончит по типу "Храма Солнца" в Швейцарии или "Народного храма" в Гайане - массовым самоубийством. Очень опасна тенденция, что виссарионовцы постепенно все более удаляются в тайгу и все более разрывают контакт с миром. В последнее время Виссарион много говорит о самоубийстве.

Во всяком случае, такие люди, как Сергей Анатольевич Тороп, не любят уходить в одиночку…

Но и этого не знает и знать не хочет узница свободы совести, за освобождение души которой из пут религиозной мафии неустанно бьется ее мать.

Кто поможет ей в этой борьбе?

Православная церковь пассивно ждет, когда Таня сама придет в храм, но Таня не признает православие своей религией. А сектанты неустанно опекают, вернее, контролируют, "пасут" Таню. (По данным, сообщенным отцом Флором, ЦРУ только в 2000 году выделило на подрывную сектантскую работу в России 200 млн. долларов.)

Судебные органы на днях вынесли решение по иску Н. А. Князевой о наложении ареста на все имущественные сделки с квартирой Тани - это хоть как-то воспрепятствует безрассудству дочери и убережет внуков. Теперь Надежда Александровна хочет добиваться принудительного медицинского освидетельствования внуков Никиты и Ильи. Она готовит обращение к депутатам Госдумы с просьбой инициировать проверку деятельности секты Виссариона.

Но эти административные меры не принесут просветления в душу ее дочери. Таня по-прежнему грезит отъездом в Минусинск. Видимо, ей и ее несчастной матери суждено испить эту горькую чашу до дна. Но, возможно, этот путь заблуждения станет и путем прозрения для женщины, ставшей заложницей секты.

"Огласите весь список, пожалуйста".

Наиболее известные и опасные современные деструктивные культы следующие: "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, "Нарконон", "Криминон" и пр.), "Свидетели Иеговы", "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" (мормоны), "Церковь объединения" и другие мунитские организации, "Общество сознания Кришны", "Трансцендентальная медитация" и другие организации Махариши, "Ананда марга", "Сахаджа-йога", культ Шри Чинмоя, "Аум Синрике", "Семья" ("Дети Бога"), т. н. бостонское движение, "Поместная церковь" Уитнесса Ли, "Движение веры" (неопятидесятники, в том числе такие секты, как церковь "новое поколение", "Слово жизни", "Церковь Завета", "Живая вера", "Живая вода" и др.), "Братство фиолетового племени", "Синтон" Козлова, "Богородичный центр", "Белое братство", "Ревнители истинного благочестия" (секта Петра), "Церковь Последнего Завета" (секта Виссариона), культ Порфирия Иванова, культ Анастасии, школа Щетинина, секта Евгения Березикова, "Радастея", секта Столбуна, "Тетрада", секта Толгата Акбашева, "Страна Анура", секта Ольги Асауляк, секта А. Червоненко, "Академия фронтальных проблем им. Золотова", "Троянова тропа", секта отставного генерала Петрова, псевдотантрические секты Лапина и Руднева, "Астральное карате", культы на основе движения "Нью Эйдж", семинар Вернера Эрхарта, "Фиолетовые" Билли Ридлера, различные коммерческие культы типа "Гербалайф", теософия, антропософия, движение последователей семьи Рерихов, астрологические и уфологические культы, неоязыческие культы, колдовство, ведьмовство, неошаманизм, люциферианство и сатанизм. из резолюции конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века".

С. ЛАНЦОВА.

Р.S. В дни написания материала все углы и столбы Магнитки были обклеены рекламой семинара учеников Шри Чинмоя. Ловцы человеческих душ не знают устали и покоя… "Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков… каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит. 1, 10 -11). А у виссарионовцев 18 августа большой праздник - день рождения Виссариона. По этому случаю "зафрахтован" автобус, который сменные шоферы погонят безостановочно из Магнитки в Минусинск. Таня хочет ехать с детьми. Четверо суток по жаре, в духоте, с невозможностью соблюдать режим кормления, сна, гигиены, обязательные для маленьких детей. "Это преступление против внуков", - считает Надежда Александровна. Таня внемлет другим голосам...
"Магнитогорский Рабочий" 4. 08. 2001 г.

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.
Hosted by uCoz