"Мормонская церковь" в России.

Мормонская церковь в России Уже в 1843 году Россия рассматривалась как перспективная страна для деятельности мормонских миссионеров. В этот год Джозеф Смит призвал Орсона Хайда и Джорджа Дж. Адамса на миссию в Санкт-Петербург.

THE APPOINTMENT OF A MISSION TO RUSSIA. "To all the Saints and honorable men of the earth to whom the Lord has given liberally of this world's goods, greeting: Our worthy Brother, Elder George J. Adams, has been appointed by the First Presidency of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints at Nauvoo to present to them the importance, as well as the things connected with his mission to Russia, to introduce the fullness of the Gospel to the people of that vast empire, and also to which is attached some of the most important things concerning the advancement and building up of the kingdom of God in the last days, which cannot be explained at this time" (History of the Church, Vol.6, Ch.2, p.41).

НАЗНАЧЕНИЕ МИССИИ В РОССИЮ. "Всем Святым и почтенным людям земли, которым Господь обильно даровал блага этого мира: Наш достойный брат, старейшина Джордж Дж. Адамс, был назначен Первым Президентством Церкви Иисуса Христа святых последних дней в Наву представить им важность, а также связанное с его миссией в Россию, привнести полноту Евангелия народу той необъятной империи, которой также уготована одна из самых важных ролей, связанных с продвижением и возведением царства Божьего в последние дни, о чем в данное время говорить не положено". И это всего лишь через 13 лет после основания мормонской церкви. Однако через год эта миссия была отменена из-за смерти Смита.

Если бы миссия состоялась, то у России была бы сомнительная честь стать третьей неамериканской страной, после Канады и Великобритании, в которой проводилась вербовочная деятельность секты. Однако первые зафиксированные случаи обращения в мормонизм на территории России относятся к концу XIX века. В июне 1895 года Джоан (Йохан) Линделоф и его жена приняли мормонское крещение в реке Неве. Специально для этого в Санкт-Петербург был послан старейшина Август Джоэл Хоглунд, который провел крещение и подготовку к нему. За много лет до этого г-н Линделоф слышал, как мормонское "евангелие" проповедовалось в его родной Финляндии, тогда же один из мормонских миссионеров крестил его мать. Позднее Йохан, золотых дел мастер, вместе со своей женой Алмой переехал в Россию. Через 16 лет в ответ на письма, которые Линделофы писали президенту Скандинавской миссии, и был послан к ним Аугуст Хоглунд. После этого Линделофов время от времени посещали мормонские миссионеры. В 1903 году Санкт-Петербург посетил Френсис М. Лаймэн, один из 12-ти апостолов того времени и по совместительству президент Европейской миссии. Двое из детей Линделофов были к тому времени уже крещены. Г-н Лаймен прибыл с целью "освятить" страну для проповеди мормонского евангелия. Три дня спустя он отправился в Москву и повторил там свою молитву, чтобы в России как можно быстрее развернулась работа по обращению россиян в мормонизм. Главной причиной приезда мормонского апостола стал царский указ, провозгласивший в государстве свободу вероисповедания. Однако большевистская революция 1917 года вновь помешала мормонским планам внедриться на территорию нашей страны.

В 1918 году, при попытке раскулачить Линделофов, эта семья была заключена в трудовой лагерь, их дом был разрушен, а имущество конфисковано. Из семерых детей выжили только один сын и одна дочь. Известно, что две дочери умерли в ссылке. Судьба остальных трех детей неизвестна [Gary Browning, Russia and the Restored Gospel. Deseret Book Company, 1997. Pp. 7-12]. Тем временем в мормонизм были обращены россияне, жившие за границей, как, например, Андрей Анастасьин (иногда в мормонских изданиях Андре Анастасьон). Он принял мормонское крещение в 1917 году и позднее перевел Книгу Мормона на русский язык. Официально же мормонская церковь не была признана в России до проведения реформ в 1990 году. Правда в 1919 году в озере неподалеку от Владивостока было проведено первое мормонское крещение на Дальнем Востоке. Также до второй мировой войны в городах, которые сейчас входят в состав России, размещались два прихода мормонской церкви. К 1938 году в Кенигсберге, ныне Калининграде, насчитывалось 438, а в Тильзите, ныне Советске, - 93 мормона.

После Второй Мировой войны все остальные контакты мормонов с нашей страной были закрыты; и они оставались закрытыми до 1959 года, когда состоялся следующий визит в Россию представителя церкви СПД. Этим человеком был Эзра Тафт Бенсон, член Кворума Двенадцати Апостолов (впоследствии мормонский пророк), бывший тогда министром сельского хозяйства США. Он посетил центральную баптистскую церковь в Москве и обратился к полному залу с пламенной проповедью. В 1987 году Расселл М. Нельсон из Кворума Двенадцати Апостолов и Ганс Б. Рингер из Кворума Семидесяти приехали в Москву. Тогда же состоялась их встреча с председателем Совета по делам религий. В 1989 году небольшая группа американских мормонов, работавших в посольстве США в Москве, стала собираться на воскресные службы. Вскоре эти собрания стали посещать и российские мормоны, обращенные в других странах. Эта группа в результате стала первым небольшим приходом в России. В том же году состоялись первые встречи мормонов в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и Выборге.

Российские мормоны, обращенные за пределами России, вернулись и вместе с мормонами из Финляндии, проживавшими в Санкт-Петербурге (Ленинграде), образовали ядра первых небольших приходов в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и Выборге. В октябре 1989 года Дэннис Б. Нойнчвандер (в то время президент Австрийской Венской Восточной миссии, ныне член кворума семидесяти апостолов) и Стивен Р. Мэкем (тогда президент Финляндской Хельсинской миссии) были уполномочены "принести евангелие" в Советский союз. Через несколько месяцев Рассел М. Нельсон из кворума 12-ти апостолов официально освятил Эстонию для мормонской проповеди и "вознес в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) молитву благодарности, призвав благословения небесные на народы Эстонии и России" [Гэри Браунинг. Наследие веры в России. // Лиахона. Апрель 1998. С. 34]. В 1990 году в Санкт-Петербург (Ленинград) прибыли мормонские миссионеры. В бывшем Советском Союзе мормонская церковь была уже признана на муниципальном уровне. В сентябре того же года признание на муниципальном уровне получил и небольшой приход в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

К июлю 1990 года мормонская церковь в России насчитывала 156 членов. В 1991 году немалый резонанс получило выступление Мормонского Табернакального хора в Москве в Большом театре и в Санкт-Петербурге (Ленинграде). На ужине после выступления хора было объявлено, что 21 мая 1991 года Россия официально признала мормонскую церковь на государственном уровне. Об этом же 14 июня того же года объявил Александр Руцкой, вице-президент РСФСР.

Вот как описывает время становления церкви СПД в России официальный мормонский журнал "Лиахона": "Российские новообращенные и интересующиеся Церковью встречали на своем пути препятствия, приводившие их в растерянность. Главным было широко бытовавшее мнение, будто вступление в иную церковь - это предательство по отношению к российскому христианству, воплощенному в прекрасных зданиях и сложных Богослужениях Русской Православной церкви. В противоположность этому Святые последних дней и интересующиеся Церковью собирались в скромных школах, библиотеках и других помещениях, которые они могли арендовать на три часа по воскресеньям. В Церкви было очень мало материалов на русском языке, а непрофессиональные руководители и учителя были неопытны. Часто законы десятины и целомудрия представляли собой реальные проблемы, так же как и Слово Мудрости. Принятие Евангелия требовало веры и мужества. Многие интересующиеся Церковью россияне, привыкшие к детально разработанным, но безличным религиозным службам, откликнулись на простую церковную службу, в которой обряд менее важен, чем личный вклад и духовный рост" [Гэри Браунинг. Наследие веры в России. // Лиахона. Апрель 1998. С. 35-36].

В феврале 1992 года были созданы Российская Московская и Российская Санкт-Петербургская [http://russia.saint.petersburg.mission.net] миссии мормонов, ставшие соответственно 272-й и 273-й миссиями церкви СПД (на 31 декабря 2001 года всего в мире было уже 333 мормонских миссии) . В это время по всей России насчитывалось приблизительно 750 членов Церкви. К 1993 году когда-то единственный московский небольшой приход разросся и был разделен на 15 небольших приходов Подобный рост наблюдался и в Санкт-Петербурге.

В июле 1993 года из Российской Московской миссии выделилась Российская Самарская миссия [ http://russia.samara.mission.net ].

В июле 1994 года были образованы Российская Новосибирская [ http://russia.novosibirsk.mission.net ] и Российская миссия в Ростове-на-Дону [ http://russia.rostov.na.donu.mission.net ], а в июле 1995 года появилась Российская Екатеринбургская миссия [ http://russia.yekaterinburg.mission.net ].

Лишь за последние несколько лет количество мормонов в нашей стране выросло на несколько тысяч. Так, уже к концу 2000 года в России было 11 тысяч мормонов (плюс более 6 тысяч на Украине), а к 2002 году их количество, согласно заявлению президента Южной Московской миссии Леонарда Ромни, превысило 15,000 [ http://www.tmtmetropolis.ru/metropolis/stories/2002/08/23/105.html ] . В России (на август 2002 г.) действуют около 1300 (в основном из США) мормонских миссионеров (всего в бывшем СССР -более полутора тысяч).

Мормоны несомненно придают России огромное значение. 15 августа 2001 года они даже перенесли штаб-квартиру своей восточно-европейской зоны из Германии в Москву [Новости Церкви С. 15 // Лиахона. Октябрь 2001. В этой статье говорится, что данный шаг "свидетельствует о всевозрастающем внимании, которое Церковь уделяет своей умножающейся пастве в этой части мира"]. Интерес к нашей стране выражается еще и в том, что в скором будущем планируется посещение России и Украины мормонским пророком Гордоном Б. Хинкли (9 сентября этого года он будет в Киеве, 10-го - в Москве). На конец 2001 года в России имелось 8 мормонских миссий (две в Москве [ http://russia.moscow.mission.net, http://russia.moscow.south.mission.net, http://iriney.vinchi.ru/sects/marmon/news001.htm ] и по одной в Санкт-Петербурге, Самаре [ http://iriney.vinchi.ru/sects/marmon/news005.htm, http://www.samara.ru/paper/56/1221/20070/?printable ], Новосибире, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Владивостоке - http://russia.vladivostok.mission.net, http://vl.vladnews.ru/Arch/1999/9904/570_02/news/NEWS02.HTP, http://novosti.vl.ru/index.php?f=lf&t=990727c02, http://www.vladnews.ru/vl/Arch/1999/9908/636_04/news/NEWS03.ASP, http://vl.vladnews.ru/Arch/2000/0003/756_22/NEWS/NEWS03.asp ), также есть по одной миссии в Латвии (в Риге - http://latvia.riga.mission.net ) и Литве (в Вильнюсе - http://lithuania.vilnius.mission.net ) и две на Украине (в Киеве [ http://ukraine.kiev.mission.net ] и в Донецке - http://ukraine.donetsk.mission.net ). Помимо этого есть небольшие группы миссионеров в Белоруссии, Армении, Грузии и нескольких других республиках бывшего СССР. Есть также мормонские приходы в таких городах, как Калининград [ http://iriney.vinchi.ru/sects/marmon/002.htm ] , Петрозаводск [ http://home.onego.ru/~eparhia/mormon.htm ], Выборг [Новости Церкви С.1. // Лиахона. Декабрь. 1996] , Псков, Новгород, Рязань, Воронеж, Смоленск [ http://www.aferizm.ru/moshen/sekti/sekti_mormoni_Smolensk.htm ], Тула, Подольск, Борисоглебск, Нижний Новгород, Тверь, Зеленоград, Саратов [ http://voland77.narod.ru/1998/august.htm ] , Ижевск, Пенза, Тольятти, Казань, Оренбург, Новокуйбышевск, Ярославль, Волгоград [ http://www.hro.org/actions/nazi/morm.htm - Московские новости, 14.11.2000 http://www.pravoslavie.ru/news/001120/08.htm http://volginfo.ru/mkv/2000/45/3], Таганрог, Сочи, Новочеркасск, Краснодар, Туапсе, Пермь, Первоуральск, Уфа [ http://mgazeta.narod.ru/2001/15-marta/1-mormoni.htm ] , Курган, Челябинск [ http://www.chelpress.ru/newspapers/chelweek/archive/22-06-2000/4/2.shtml http://www.ural-chel.ru/gubern/infbul/r2/1999/6-7-3.html http://www.province.ru/publishing/index-izdanie.html?get=968850254&number=2001.27&s=1&r=1 ] , Тюмень, Сургут, Омск, Томск, Барнаул, Улан-Уде, Красноярск [ http://iriney.vinchi.ru/sects/marmon/news002.htm ], Магадан, Хабаровск, Уссурийск, Находка, Дальнегорск [ http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/news/index5-2000.html ] , Южно-Сахалинск и др. На Украине мормонские приходы есть также во Львове, Николаеве, Одессе, Иваново-Франкивске, Черновцах, Чернигороде, Ужгороде, Тернополь, Ровне, Лутске, Виннице, Черкасах, Богатом, Запорожье, Севастополе, Симферополе, Херсоне, Мариуполе, Донецке, Луганске, Харькове, Макиевке, Горловке, Сумах и др. В Эстонии есть приходы в Таллинне [ http://www.enet.ru/~bns/990312/text/109.html ] и Тарту. В Латвии - в Лиепая. В Литве - в Клайпеде и Каунасе, в Белоруссии - в таких городах, как Минск, Брест, Могилев, Гродно, Баранавичи, Гомель, Витебск. В Армении [Новости Церкви С. 5 // Лиахона. Октябрь 2001] есть приходы в Ереване, Гюмри, Арташат. В Грузии - в Тбилиси. В Казахстане - приход в Алма-Аты (без миссионеров - Новости Церкви С.3. //Лиахона. Декабрь, 2001 либо Church News от 11 августа 2001) , а таже группа в Астане. Были попытки мормонов обосноваться и в Татарстане [ http://www.vk.melt.ru/vk99/10110/27.html ]. Периодически обновляющийся перечень городов, в которых проводится миссионерская деятельность мормонов можно видеть здесь: http://www.gatheringofisrael.com/atlas/europe/europe_russia.html

Также с 1996 года в нашей стране обосновалась группа мормонов-отщепенцев под названием Реорганизованная Церковь Иисуса Христа святых последних дней [Про эту и другие группы, отделившиеся от мормонов см. http://www.antimormon.narod.ru/schismatic_groups.html ] . В 2000 году они переименовали себя и стали называться Community of Christ ("Община Христа") [ http://www.cofchrist.org/name ] . В России последователи этой организации есть лишь в Москве, Новосибирске, Бердске и Борисоглебске. Есть также небольшие группы последователей на Украине [ http://www.rlds.narod.ru ] . Возможно в скором времени появятся основания говорить об еще одной отделившейся от мормонов группы в Черкассах [ http://www.podrobnosti.com.ua/accidents/2002/08/22/34217.html ] . И, наконец, многих может заинтересовать группа "мормонов", существовавшая еще до официальной регистрации Церкви СПД в России. Хотя вряд ли есть основания относить эту группу к Utah Mormons, однако они сами называют себя мормонами и имеют "Книгу Мормона". Об этой группе (по-английски) можно почитать здесь: http://www.scottcorner.org/mormons (Особенно статья: http://www.scottcorner.org/mormons/secondary/DISTILLATION.pdf ).

И последнее. Список сайтов русскоязычных мормонов (если кого-нибудь заинтересует) приведен здесь: http://www.antimormon.narod.ru/links1a.html

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.
Hosted by uCoz