Комментарии к брошюре секты "Свидетели Иеговы" "Как завести и продолжить разговор на библейскую тему"
Комментарии к брошюре секты “Свидетели Иеговы”
“Как завести и продолжить разговор на библейскую
тему”
Евгений Волков, психолог, канд. философ. наук, доцент
Нижегородского госуниверситета.
Текст
инструкции “Как завести и продолжить разговор на библейскую тему”
Первое, что бросается в глаза, так это абсолютный отказ авторов брошюры
признать за людьми, не принадлежащими к их секте, права не разговаривать с
вербовщиками СИ и права на собственные мнения, иные вероисповедания и просто на
личную жизнь и собственный дом, свободный от непрошеных гостей.
Если коротко выразить смысл этой инструкции, то он прозвучит так: в мире
имеет смысл и важность только то, что делают и говорят СИ, остальное –
несущественные отговорки от приобщения к истинам СИ. Разумеется, ни в брошюре,
ни в устном разговоре СИ столь откровенных формулировок не допускают, понимая,
что таким образом они мало кого привлекут на свою сторону. Цинизм и презрение ко
всем не-СИ маскируются лицемерным обманом по инструкции, обучающей подлаживаться
под актуальные заботы “обрабатываемых объектов”. При этом рядовые члены СИ не
задумываются, видимо, что такое отношение к людям за пределами их секты является
закономерным продолжением глубинных внутренних принципов СИ.
Психологический комфорт, поддержка группы и все остальные положительные
дивиденды, которые они получают в своей организации, имеют два основных
источника – чисто условную любовь и заботу, дрессируемую группой у всех членов,
и обычную человеческую любовь и заботу, сохраняющуюся у части СИ вопреки
деформирующему влиянию группового контроля и давления. Но и последнее на
практике превращается в разновидность первого, т. к. предоставляется только при
одном очень важном условии – полном и бездумном, некритическом подчинении
группе.
В этом контексте я употребил слово “дрессировка” не случайно, уж больно явные
аналогии возникают при чтении любых иеговистских текстов и при наблюдении их
практики: с цирковыми животными не дискутируют, а ищут изощренные приемы,
помогающие их дрессировать для выдуманных людьми представлений. Таковы,
собственно, тексты и практика любых деструктивных культов: они рассматривают
всех людей вне пределов своей группы и вообще все, что не вписывается в
прокрустово ложе их доктрин и представлений, как объекты для подгонки
(обтесывания и лепки) к их безжизненным и одномерным идеям.
Вот замечательная
фраза из этого боевого устава:
“Не все прислушаются, и мы, (с. 7) конечно, никого не собираемся
заставлять. Однако, проявив находчивость, мы нередко можем обернуть какое-нибудь
возражение, обрывающее разговор, в дальнейшую беседу”. В переводе на
общечеловеческий язык это означает: “Мы не заставляем, мы манипулируем и
дрессируем”. В Интернет есть замечательная книжка о дрессировке животных и людей
Прайор К. “Не рычите на собаку!”, - в которой очень хорошо
изложены принципы и методы дрессировочного подхода как к самому себе
(самодрессировка), так и к окружающим. Только в этой книге предполагается
разумное и ограниченное применение специальных техник воздействия с
одновременным просвещением публики об их сущности, осуждается злонамеренное их
использование и разоблачается представление об их всемогуществе. В иеговистской
же инструкции манипулятивно-дрессировочный подход маскируется религиозной
доктриной как от самих СИ, так и от тех, кого они пытаются вербовать.
В книге Карен Прайор много говорится о важности положительного подкрепления.
Подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к
увеличению вероятности повторного совершения этого действия. Положительное
подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Вот как
формулируется техника положительного подкрепления на
первой же странице вербовочной инструкции:
2. "Неподдельный интерес к людям, которых мы встречаем, поможет тебе
затронуть их сердца, как это делал Иисус (Марка 6: 34). Этот интерес можно
выразить теплой улыбкой, приветливостью, готовностью выслушать собеседника и
приспособить к нему свои замечания, также интерес можно выразить вопросами,
которые поощряют твоего собеседника высказаться и помогают тебе понять его точку
зрения (1 Кор. 9: 19—23)”. Речь-то здесь идет как раз о поддельном
интересе, т.к. в первом
пункте определен подлинный и единственный интерес СИ:
1. "Наше задание — нести “эту благую весть о царстве” (Матф. 24: 14,
“Благая Весть”). Даже если ты не говоришь о ней непосредственно, помни: наша
цель — помочь людям осознать ее важность или избавиться от превратных мнений,
которые этому мешают”. “Неподдельный интерес по заданию”!!! Да-с,
шило в мешке сложно утаивать, и не случайно эта инструкция не входит в число тех
брошюр, что СИ раздают прохожим на улицах или жильцам в квартирах. Стоит
отметить и еще одно противоречие, всплывающее при внимательном чтении: с одной
стороны, предлагается отвечать фразой "Очень
приятно" на ответ вербуемых "МЫ УЖЕ ХРИСТИАНЕ", а с другой - несколько раз рекомендуется что ты не имеешь ничего общего с "христианским" подчеркивать
"нехристианскость" иеговистов в беседах с верущими других мировых религий:
что ты не имеешь ничего общего с христианским буддистами,
христианская книга, однако такая проблема не иудаистами
и Я не исповедую Троицу христианского мира мусульманами.
Как же сами вербовщики не замечают подобных противоречий? Во многом потому,
что любой иеговистский текст составлен и для дополнительного внушения
"правильных" мыслей самим иеговистам, а не только объектам их агитации. Несмотря
на обилие вопросительных знаков в инструкции, предлагаются всего лишь
риторические фразы, ответы на которые заготовлены тут же. В инструкцию также
вставлены предложения, построенные по принципу формул внушения, однозначных и
безаппеляционных, которые закрепляют у вербовщиков основные тезисы иеговистской
доктрины (выделено мной - Е. В.):
3.Весть о Божьем Царстве не только вызывает восторг, но и
указывает на единственную надежду для людей. Она в корне изменяет
человеческую жизнь. Поэтому мы хотим, чтобы ее услышали все.
. 4.Покажи, что Библия указывает на
истинное разрешение человеческих проблем — справедливое небесное
правительство для Земли. Она описывает будущее Земли и чудесную надежду на
вечную жизнь в земном раю.
5. Можно также указать, что
Библия проливает свет на происхождение всего живого, смысл жизни, состояние
умерших, надежду на воскресение и причину существования зла.
Доброжелательное преподнесение чистых истин Слова Бога обязательно найдет
отклик в сердцах овцеподобных людей. Библия указывает на истинное разрешение". Чем кружить по лабиринтам индуистской
философии, лучше расскажи о приносящих подлинное удовлетворение истинах из
Священного Писания. . В приведенных фразах постоянно упоминается
Библия, но необходимо учитывать, что подтекстом здесь звучит - для иеговистов -
фраза "только Библия Свидетелей Иеговы и только в трактовке Свидетелей
Иеговы". Соответствующие слова и выражения, поддерживающие эту внушенную
установку и работающие на косвенное внушение при чтении, тем более многократном,
приведены в следующих примерах (выделено мной - Е. В.):
люди, у которых сердце склонно к правде, прислушаются и
охотно пойдут путем жизни, который им с любовью указывает Иегова .
Для искренних буддистов была специально
выпущена брошюра “В поисках Отца” (Для искренних Буддистов) .
Чрезвычайно полезная информация для
искренних индуистов содержится в брошюрах... (Для искренних индуистов). Огромную помощь искренним мусульманам в
понимании намерения Бога может оказать брошюра... (Искренним мусульманам). Эти фразы делают само собой
разумеющимся, что представители иных религий могут быть
"истинными", а вообще люди могут считаться "склонными к
правде" только тогда, когда они поддаются иеговистской вербовке!!!
Так осуществляется дополнительная вербовка самих вербовщиков.
Правильно понять другие конкретные приемы – “зачины” разговоров и готовые
клише против возражений и критики – поможет еще одна прекрасная книга - Чалдини
Р. “Психология влияния”. В ней подробно и популярно раскрываются
стереотипные механизмы человеческих реакций на поведение и слова окружающих
людей, которые во многом и используются иеговистами в навязывании своей компании
и мозгопромывочных бесед малопросвещенным в социальной психологии гражданам. В
силу этого она способна служить развернутым комментарием к этой брошюре и вообще
методам вербовки и индоктринации СИ (и других деструктивных культов). Там вы
найдете действенные рекомендации как по распознаванию манипулирования, так и по
способам сопротивления манипуляторам.
Например, благодаря книге Чалдини вы обратите внимание, как часто в своей
инструкции СИ советуют вербовщикам ссылаться на “мнение многих”: “многие
думают”, “многие считают”, “многие обеспокоены” и т.д. Этот прием называется в
“Психологии влияния” “социальным доказательством”. Он заменяет реальные
доказательства ссылками на мнение или поведение якобы большинства людей и
довольно эффективно использует действительно присущий практически каждому
человеку стереотип ориентации “по большинству”, согласия с мифическим или
реальным большинством.
Другие приемы:
использование множества приветливых слов и выражений в надежде вызвать
благорасположение собеседника и усыпить критический настрой (используется
стереотип “благорасположение”);
уступчивость и готовность поделиться “всего лишь одной мыслью, раз вы так
заняты или спешите” (используется стереотип “взаимный обмен”);
ссылки на Библию (стереотип “авторитет”);
провоцирующие формулировки вроде “мы разговариваем с людьми, по-настоящему
обеспокоенными качеством сегодняшней жизни (смыслом жизни и т.д.)” (стереотип
“обязательство и последовательность”). Очень важно понять, что смысл
вербовки и манипулирования становится ясен тогда, когда вы прилагаете усилия для
отстаивания собственных принципов и правил общения, для торможения своих
обыденных стереотипных реакций, проявляете встречную активность и оправданную
резкость и жесткость, если чувствуете сомнение в искренности неожиданных
посетителей.
Например, вы можете с полным правом, прежде, чем включаться в тему
навязываемой беседы, настоять на обсуждении самой ситуации с вторжением в вашу
жизнь. Так вы перехватите инициативу и обнаружите резкое уменьшение энтузиазма и
приветливости “ходоков”. Для полноты картины можете предложить посетителям
обменяться визитами, когда вы тоже придете к ним без приглашения и предложите
беседу по своему выбору. А дальше, как говориться, следите за реакцией.
Итак, общие правила, которые можно сформулировать для проверки общения или
ситуации на манипулирование и для защиты от последнего:
Не воспринимайте возникшие (нередко – навязанные) ситуации и темы
разговоров как естественные и единственно возможные. Тренируйтесь всегда
воспринимать их – в общении с любыми людьми – как всего лишь один из
вариантов, оценивать с точки зрения своих прав и интересов, уверенно и без
стеснения предлагать, при необходимости, свои варианты, прежде чем втягиваться
в чужие планы.
Внимательно следите за реакциями собеседников на вашу встречную
активность. Любой манипулятор рано или поздно выдаст себя раздражением и
агрессивностью, если жертва не поддается на его уловки. Другие реакции
манипуляторов: уклонение под любыми предлогами от ваших вопросов и встречных
предложений, попытки продолжить манипулирование в других вариантах, потеря
интереса к вам. Задайте вербовщикам также “Десять вопросов
навязчивому незнакомцу” из одноименной книги А. Л. Дворкина..
Очень помогут разговаривать или правильно отказаться от разговора с
иеговистскими вербовщиками “20
способов сопротивления нежелательному социальному воздействию” или
критический “Контракт о
вступлении в культовую группу”. Полезным и эффективным руководством для
противостояния манипуляторам послужит книга С. И.
Поварнина “Искусство спора. О теории и практике спора”.
Большую помощь в распознавании манипулирования окажет также чтение книги Э.
Берна “Игры, в которые играют люди”, написанной легко и популярно, и книги
Е. Доценко “Психология манипулирования”, написанной академично и для
профессионалов.
В ближайшее время на своем сайте http://www.people.nnov.ru/volkov я планирую начать публикацию
иеговистского “Руководства для школы теократического служения”,
подробного учебника для подготовки вербовщиков, чтобы как можно больше людей
смогли познакомиться с подоплекой их полупрофессиональной подготовки в
манипулировании.
14.08.00 Текст дополнен 05.09.00.
|