Открытое письмо ученых министру образования России В.М.Филиппову

об опасности валеологии, январь 2000 г.


Уважаемый Владимир Михайлович!

Сегодня большинство граждан России обеспокоены тем, что страну, где с 1991 года смертность преобладает над рождаемостью, где растут подростковая и молодежная преступность, где состояние духовного и физического здоровья детей и взрослых далеко от нормы, нашу страну все активнее толкают к безнравственности и бездуховности.

Через внедрение идеологии вседозволенности и распущенности идет процесс уничтожения глубинных основ семьи и государственности, унижение и попрание ценностей национальной культуры, разрушение традиционного нравственного уклада жизни.

Нас, ученых, писателей и священнослужителей, не может оставить равнодушным то, что этот процесс, прежде всего, затронул главную силу, которая отвечает за будущий облик нации, - школу. Причем, именно Министерство образования Российской Федерации, в лице замминистра Е.Е. Чепурных и некоторых других сотрудников, было втянуто в финансирующийся Фондом ООН по народонаселению Международный проект "Половое воспитание российских школьников" - грандиозную программу растления детей и молодежи нашей страны.

Отечественные исполнители этого проекта после мощного вала общественного негодования якобы приостановили его внедрение в школы России. Однако недавно достоянием гласности стал "Годовой (1998) отчет" ЮНЕСКО и Фонду ООН по народонаселению, подписанный все той же Е.Е. Чепурных. Этот документ продемонстрировал, что доморощенные секспросветители, получая сотни и тысячи долларов за экспертизы учебников по биологии, граждановедению, ОБЖ, по обществоведческим дисциплинам, за создание методичек, брошюр, тенденциозного "аналитического" доклада и пр., всего лишь изменили тактику. Теперь они намерены внедрять элементы программы нравственного растления детей и подростков в различные школьные дисциплины. А сам Международный проект получил другое название: "Воспитание здорового образа жизни детей и подростков".

Именно за термином "здоровый образ жизни" сегодня скрывается сексуальное просвещение наших детей по западным и, прежде всего, голландским методикам. И не только это.

В последние годы в различные звенья российской системы образования напористо внедряется предмет "Валеология", под видом "науки о здоровье".

В программе полового просвещения, по которой, в частности, работали и продолжают работать две пресловутые медико-педагогические школы г. Ярославля, значится тема "Валеология - религия XXI века". Это истинное отражение действительных целей и задач, которые ставят перед своими адептами и ничего не подозревающими новобранцами идеологи новой "науки". К вполне безобидным советам по ведению здорового образа жизни добавлена огромная доза оккулътных рекомендаций и наставлений. Валеология во многом представляет собой изложение идеологии антихристианского по своей сущности движения "Нью Эйдж" ("New Age"; Новый Век), которое объединяет различные секты, оккультные и псевдонаучные мистические течения.

Так называемые валеологи откровенно используют оккультную терминологию: "высшее благо", "жизненный ток", "резервуар психической энергии"... Все эти словосочетания из языка Агни-йоги.

Они рекламируют "Хатха-йогу" Рамачарака. Они начинают первую же главу учебника для пятиклассников с советов "колдуньи Гагулы, знавшей секрет долголетия". Они признают "научными" не только оккультные учения, но и... цыганские гадания.

"Оздоровители" дают в своих книгах методики нетрадиционных гимна-стик, чтобы любой ребенок и подросток мог ими воспользоваться. При этом валеологи ни словом не обмолвятся о том, что, к примеру, некоторые виды подобных дыхательных гимнастик могут вызвать судороги и даже припадки эпилепсии...

В пятитомнике "Валеологического семинара В.П. Петленко", рекомендованного авторами "для студентов, учащихся школ, лицеев, колледжей и гимназий", части 8 и 9 четвертого и пятого томов - "Валеология любви" и "Сексуальное здоровье" - по объему занимают 642 страницы и в числе прочего включают параграфы: "Добрачная половая жизнь: за и против", "Этюды восточной медицины и сексологии", "Тантра и половой акт". Глава 4 третьей части именуется "Космическая валеология и астрология".

Между всеми этими "этюдами" и в упомянутом "семинаре", и в других валеологических опусах кощунственно пропагандируются молитвы как средство, полезное для здоровья.

Эта лженаука, представляющая собой смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела, одновременно принижает и сводит на нет духовные начала человека. Валеология сегодня по существу противопоставлена всем понятиям о духовных и нравственных ценностях, - которые проверены человечеством на протяжении всей истории мировой цивилизации. В основе этой "науки" лежит идеология вседозволенности и бездуховности.

Разумеется, неудивительно, что против новой угрозы нравственному здоровью детей повсеместно восстают родители: в городе Волжском Волгоградской области, в Куратмыше - Курганской, в подмосковных Химках... В Санкт-Петербурге идет громкий судебный процесс: "соросовская" учительница биологии показала восьмиклассникам развращающий голландский мультфильм в рамках урока "Что со мною происходит".

В московской школе № 890 отцы и матери выступают против "Ноосферных (!) занятий", на которых шестиклассников заставляют "медитировать". А борьба тех родителей, чьи дети учатся в школе № 802 г. Москвы, против преподавания растлевающей валеологии возымела действие - директора сняли.

Один из нынешних лидеров отечественных валеологов Н. К. Смирнов два года назад заявил: "Валеология для образования - уникальная возможность гармоничного "встраивания" в новые реалии жизни, восстановления престижа образования, получения необходимого финансирования".

В последнем утверждении и кроется активность отечественных "оздоро-вителей", так же, как и "секспросветителей". Подобная работа по разрушению духовного здоровья семьи, нации в России щедро оплачивается западной валютой, сюда же поступают средства и нашего, небогатого сегодня государства.

Мы считаем, что существование школьного предмета с подобным (или с иным, но сутью - тем же) названием недопустимо, а использование такого рода учебников и учебных пособий в вузах и школах уводит в сторону от действительно насущных проблем семьи, воспитания и образования подрастающего поколения в духе традиционных ценностей нравственности и морали и является педагогическим преступлением.

Просим Вас рассмотреть вопрос о прекращении издания подобных "учебников", о правомочности введения и преподавания соответствующих курсов в школьных и вузовских программах.

Исходя из того, что все разновидности данной лженауки отвращают учащихся от богатейшего наследия, отечественной культуры, насаждают не только чуждые, но и впрямую враждебные нашей традиции учения и практики, являются неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несут в себе угрозу национальной безопасности государства, просим Вас исключить специальность "Валеология" из Перечня направлений и специальностей высшего педагогического образования

Кроме того, предлагаем создать Совет по независимой общественной экспертизе, в который войдут ученые разных специальностей, - для всесторонней оценки учебников, учебных программ и педагогических технологий по стратегически важным для нашего общества школьным и вузовским дисциплинам.

Надеемся, что Вы, Владимир Михайлович, и все здоровые силы Министерства образования Российской Федерации, как и народы нашего многонационального Отечества, заинтересованы в воспитании молодого поколения России не только высокообразованным, но и духовно здоровым. От этого зависит будущее нашей страны.

Алтухов Владимир Ильич - Академик РАМН, доктор биологических наук, профессор, директор Медико-генетического центра РАМН

Арцибашев Александр Николаевич - Писатель, секретарь Правления СП России

Ганичев Валерий Николаевич - Доктор исторических наук, профессор, председатель СП России

Голицын Георгий Сергеевич - Академик РАН, член Президиума Российской академии наук, директор Института физики атмосферы РАН

Голиченков Владимир Александрович - Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой эмбриологии МГУ им. М.В.Ломоносова

Иванов Владимир Ильич - Академик РАМН, доктор биологических наук, профессор, директор Медико-генетического центра РАМН

Котовчихина Наталия Дмитриевна - Профессор, декан филологического факультета Московского государственного открытого педагогического университета

Крупин Владимир Николаевич - Писатель, секретарь Правления СП России, преподаватель Московской Духовной академии и семинарии

Кузнецов Феликс Федосьевич - Доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, директор Института мировой литературы им А.М.Горького

Курило Любовь Федоровна - Профессор, доктор биологических наук, заведующая лабораторией Медико-генетического научного центра РАМН

Полищук Юрий Иосифович - Доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения НИИ психиатрии Министерства здравоохранения РФ

Проскурин Петр Лукич - Писатель, вице-президент Российской академии словесности, лауреат Государственных премий СССР и России

Покровский Валентин Иванович - Академик РАМН, президент Российской академии медицинских наук

Распутин Валентин Григорьевич - Писатель

Розов Виктор Сергеевич - Драматург, президент Российской академии словесности

Саркисов Донат Семенович - Главный ученый секретарь Президиума Российской академии медицинских наук, академик РАМН

Троицкий Всеволод Юрьевич - Доктор филологических наук, профессор, академик Российской народной академии наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им А М Горького РАН, председатель Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в школе при Отделении литературы и языка РАН

ГРИГОРЯН Самвел Самвелович, член-корреспондент РАН, заслуженный профессор МГУ, директор Института механики МГУ, профессор.

ТРОФИМОВ В.Т., академик Российской академии естественных наук (РАЕН), профессор, проректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

КОНДРАТЬЕВ Федор Викторович, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, институт социальной и судебной психиатрии им. Сербского.

ОБУХОВ Максим Михайлович, священник, секретарь совета по биоэтике при Московском Патриархате.

СИЛУЯНОВА Ирина Васильевна, доктор философских наук, профессор, заведующая курсом биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета.

ЛЕБЕДЕВ Валентин Владимирович, главный редактор журнала "Православная беседа", секретарь Союза православных граждан.

Монах Киприан (ЯЩЕНКО), кандидат педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТБИ.

СТУРОВА Маргарита Павловна, доктор педагогических наук, заслуженный профессор Академии управления МВД РФ^ ведущий специалист в пенитенциарной педагогике, полковник внутренней службы.

ПОПОВ Аркадий Константинович, доктор психологических наук, профессор, академик Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.

Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ, профессор, кандидат физико-математических наук, ректор Православного Свято- Тихоновского богословского института.

ПОГОДИНА Лилия Николаевна, директор русской школы № 141 г. Москвы, академик Международной педагогической академии, член Общественного совета Государственной Думы РФ по науке и образованию, сопредседатель объединения "Русская школа".

ГЕФЕНИДЕР Владимир Эдуардович, советник Правового управления Аппарата Совета Федерации.

Иеромонах Анатолий (БЕРЕСТОВ), доктор медицинских наук, профессор, руководитель Душепопечительского центра для лиц, пострадавших от оккультизма.

АБРАМЕНКОВА Вера Васильевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

НЕДОСТУП Александр Викторович, доктор медицинских наук, профессор, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова.

ЛЯПИН Игорь Иванович, первый секретарь Правления СП России.

КАЗИНЦЕВ Александр Иванович, публицист, заместитель главного редактора журнала "Наш современник" ~ и другие, всего 139 подписей.

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.
Hosted by uCoz