ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

международной научно-практической конференции
«Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма»,

организованной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Саратовской епархией Русской Православной Церкви и Саратовским государственным университетом им. Н. Г. Чернышевского при поддержке администрации Саратова и Саратовской области.

Мы, религиоведы, теологи, философы, служители традиционных конфессий, эксперты по проблеме сектантства, психологи, медики, журналисты, представители общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления – участники международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», заявляем об опасности, исходящей от деструктивных сект, исповедующих неопятидесятническое учение. Их деятельность представляет собой агрессивную экспансию, наносит вред физическому и духовному здоровью людей, провоцирует религиозно-политический экстремизм, создает угрозу семье, обществу и государству.

Неопятидесятнические общины имеют самые разнообразные названия, как то: «Слово жизни», «Новое поколение», «Благословенное Посольство Божье для всех народов», «Церковь Завета», «Роса», «Живая вера», «Жизнь Победы», «Церковь Божия», «Свет Правды», «Скала», «Церковь Христа Спасителя», «Жатва мира», «Виноградник», «Церковь Бога Живого», «Союз Христиан», «Жизнь и Свет», «Благая Весть», «Благодать», «Церковь на камне», «Часовня на Голгофе», «Церковь прославления», «Краеугольный камень», «Сыны Громовы», «Дерево Жизни», представляются всякого рода миссиями, ассоциациями и так далее. Часто они говорят о себе как о «Движении веры», церквах «Полного Евангелия», носителях «исполненного силы» евангелизма (power evangelism). Значительная их часть входит в «Российский объединенный союз христиан веры евангельской» (РОСХВЕ) под руководством так называемого «епископа» Сергея Ряховского, другая в «Российскую церковь христиан веры евангельской» [бывший «Союз христиан веры евангельской-пятидесятников» (СХВЕП)], фактически также контролируемую Ряховским, иные и вовсе представляются независимыми.

Как входящие в РОСХВЕ, так и независимые организации неопятидесятников являются наиболее многочисленными и быстро растущими сектантскими образованиями на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других бывших республик Советского Союза. Они обозначают себя либо «протестантами», либо «христианами веры евангельской», либо «пятидесятниками», либо лукаво «просто христианами», а свои религизные вербовочные мероприятия преподносят как социальные проекты вроде создания центров по реабилитации наркозависимых или акции «Ощути силу перемен». Однако настоящие протестанты – лютеране и кальвинисты подобные организации протестантскими и даже христианскими не признают.

На самом деле неопятидесятническое «Движение веры» зародилось на американской почве в 1970-80-х гг. и имеет в своей основе, в первую очередь, неоязыческое оккультное «позитивное мышление», оккультную практику визуализации и нездоровую тягу к различным сверхъестественным переживаниям, магическое учение о власти верующего и откровенно материалистическую «теологию процветания». Многие религиозные доктрины неопятидесятников (такие, как учение о Святом Духе и Его плодах или учение «Иисус умер духовно») противоречат Священному Писанию и не только не являются христианскими, но и откровенно кощунственны.

Лидеры неопятидесятников – Кеннет Хейгин, Ульф Экман, Карл-Густав Северин, Кеннет и Глория Коупленд, Бенни Хинн, Алексей Ледяев, Сергей Ряховский и другие учат, что присутствие Бога может проявляться только в аномально-эмоциональных состояниях. Все так называемые «отношения с Господом» для них сводятся к психофизическим ощущениям, взвинченности и экстатическим переживаниям, когда человек не контролирует себя и зачастую даже не помнит, что с ним происходило. Эти состояния становятся для неопятидесятников своеобразным психологическим наркотиком и при их отсутствии сектанты испытывают «синдром отмены», который они переживают как чувство покинутости Богом. Лидеры неопятидесятнических общин используют на своих собраниях оккультно-магические приемы воздействия на личность, прибегают к методикам массового внушения и другим средствам контролирования сознания, что вызывает у присутствующих массовую истерию. Такие широко распространенные и зачастую обязательные для неопятидесятников практики, как «говорение на языках», «святой смех», «поверженность в духе», «молитва мук рождения», «уничтожение родового греха» и другие, дестабилизируют психику и не являются христианскими.

Большую опасность несет и так называемое «учение о теократии» – безраздельной власти пастора, который может манипулировать своими прихожанами, полностью контролируя их личную жизнь.

Кроме того, в неопятидесятнических сектах верующие часто облага-ются не только «десятиной», но и многочисленными поборами: их зачастую принуждают жертвовать всем, что имеют, обещая, что только таким образом «умножатся их вклады в небесный банк». Таким образом, в организациях, обещающих прихожанам материальное процветание, на самом деле процветают лишь собирающие «небесную дань» руководители. Наконец, для неопятидесятнических сект характерны и тяжкие преступления против личности – истязания и убийства, в том числе детей, нередко совершающиеся по приказу руководителей общины и всегда вследствие специфических представлений неопятидесятников об одержимости злыми духами и стремлении изгнать их посредством грубого физического воздействия на мнимых одержимых. Исходя из наблюдений последних лет, мы можем заявить также, что неопятидесятнические секты социально опасны. Многие их члены страдают депрессиями, психическими отклонениями, тягой к суициду. Это подтверждается объективными данными международной статистики.

Особо обращаем внимание на недопустимость начавшегося последнее время распространения неопятидесятнических центров по реабилитации наркоманов, алкоголиков, лиц без определенного места жительства и граждан, освободившихся из мест лишения свободы. На самом деле такие центры являются пунктами по вербовке в секты новых членов, у их пациентов вырабатывается устойчивая психологическая зависимость от псевдодуховных практик. При этом данные учреждения не имеют необходимых медицинских лицензий, официально проверенных и утвержденных методик реабилитации, а их работа не соответствует утвержденному Министерством здравоохранения РФ положению о деятельности реабилитационных центров.

К сожалению, часто государственные органы не имеют объективной информации о данном религиозном направлении и проявляют склонность «верить на слово» лидерам неопятидесятников, принимая от них предложения о сотрудничестве и включая их в состав различных консультативно-совещательных органов. Три года назад мы с тревогой восприняли известие о том, что глава РОСХВЕ Сергей Ряховский включен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, а совсем недавно – сообщение, что он стал членом Комиссии по духовной безопасности, которая создана в структуре Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными организациями при Аппарате полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе. В результате, сегодня г-н Ряховский активно эксплуатирует и тот, и другой статус, лукаво оперируя то мнимой поддержкой со стороны Владимира Путина, то ссылками на понимание со стороны полпреда Георгия Полтавченко.

Полагаем, что интеграция представителей неопятидесятников во власть осуществляется целенаправленно. Так, весной 2002 г. на генеральной конференции РОСХВЕ С. Ряховский во всеуслышание провозгласил, что меняется стратегия этой организации, которая переходит от обороны к «влиянию и проникновению». Как раз это «проникновение» мы сегодня и наблюдаем.

Кроме того, отмечаются неоднократные попытки внедрения неопятидесятников в Вооруженные силы РФ, структуры МВД и систему исполнения наказаний. При этом для прикрытия используется вводящая в заблуждение православная символика и терминология: например, свои региональные объединения неопятидесятники стали называть «епархиями».

Нужно помнить о том, что лидеры неопятидесятнических сект стремятся подавить всякую критику, звучащую в их адрес. Для этого они инициируют заказные материалы в СМИ, порочащие исследователей их сект, судебные процессы против журналистов, православных священнослужителей и рядовых граждан.

Мы, участники конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», свидетельствуем о крайней опасности неопятидесятнических деструктивных сект, использующих в своей деятельности методы, противоречащие принципам свободы личности. Контроль сознания членов секты, введение молящихся в состояние транса, зачастую заканчивающееся массовой истерией и психическими расстройствами, использование обмана, в частности конфессиональной анонимности и псевдонимности, эксплуатация рядовых последователей и даже страшные уголовные преступления — вот только некоторые аспекты деятельности неопятидесятников, которые ставят их организации в один ряд с наиболее опасными деструктивными сектами.

Мы призываем представителей государственной власти, силовых структур и органов местного самоуправления не только не оказывать ни-какой (в том числе моральной) поддержки деструктивным неопятидесятническим сектам, но и помнить об обязанности государства защищать своих граждан от любых посягательств кого бы то ни было на их личность, здоровье, собственность и свободу. Мы считаем, что в тех случаях, когда представители сектантского неопятидесятнического движения пытаются использовать авторитет Президентского совета, они тем самым компрометируют государственную власть Российской Федерации в глазах общественности, возмущенной деятельностью деструктивных сект.

Принято единогласно 232 делегатами конференции.

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.

Hosted by uCoz