Итоговая декларация конференции
«Тоталитарные секты и демократическое государство»
Новосибирск, 9–11 ноября 2004 г.

Мы, участники международной конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство», организованной Новосибирской епархией РПЦ, – религиоведы, теологи, священнослужители, эксперты по проблемам сект и культов, психологи, психиатры, юристы, журналисты, представители госструктур, общественных организаций, центров информирования о деструктивных культах и служители традиционных религий, граждане разных стран, люди разных национальностей, убеждений и вероисповеданий, – констатируем угрозу, нависшую над Россией и другими государствами, – угрозу правам человека и демократическим свободам.

Одним из главных источников этой угрозы являются тоталитарные, деструктивные секты и стоящие за некоторыми из них отдельные государства и международные экстремистские организации. Бесконтрольная деятельность тоталитарных деструктивных сект имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу и государству.

Тоталитарные секты определяются как группы, позиционирующие себя в качестве религиозных, политико-религиозных, психологических, целительских, образовательных, культурологических и иных объединений, которые:

• авторитарно управляются лидерами, чьи полномочия основаны на приписывании им мистической власти и могущества и чьими действительными целями являются власть над своими последователями и их эксплуатация;

• стремятся полностью контролировать своих членов путем манипуляции их сознанием и регламентации всех аспектов их жизни, а также и другими способами в той или иной мере нарушают их права, равно как и права людей, входящих с такими группами в соприкосновение;

• противопоставляют свою организацию, свою идеологию и субкультуру всем другим видам сообществ и человечеству в целом, всем разновидностям мировоззрений и культур.

По мнению участников конференции, опасность тоталитарных сект заключается в следующем.

Их структуры и экстремистские методы бросают вызов общепризнанным демократическим ценностям. Претензии лидеров этих сект на абсолютную правоту в сочетании с требованием от адептов безоговорочного подчинения организации и/или ее лидеру позволяют порабощать людей, которые ищут для себя опоры в сложной жизненной ситуации, стремятся обрести более адекватное мировоззрение.

Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут стать серьезные изменения личности их последователей, утрата восприятия ими действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми. Кроме того, в результате слишком резких мировоззренческих и ценностных изменений, а также в связи с использованием тоталитарными сектами деструктивных методов воздействия на психику человека, часто возникают социально-психологические проблемы, среди которых следует упомянуть отчуждение членов секты от внешнего мира, вынужденный переход на менее квалифицированную работу, прекращение работы и/или образования, замкнутость, агрессивность в фанатичном отстаивании своей идеологии, а также отказ от критического и рационального мышления.

Заложенные в личности некоторых людей склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость в подобных группировках, за счет их тоталитарного характера, часто еще более усиливаются. Введение в заблуждение путем скрытых методов манипулирования сознанием и психологического насилия в тоталитарных сектах, а также проникновение их в сферу политики и экономики создают опасность такого рода организаций.

Применение психологического насилия, трудовая, финансовая, эмоциональная, подчас сексуальная эксплуатация адептов, их социальная изоляция и серьезные ограничения личных свобод посредством использования методов манипулирования и контроля сознания, нанесения вреда психике и здоровью, ряд смертных случаев приводят к неопровержимому выводу, что тоталитарные секты в своей деятельности систематически нарушают Всеобщую декларацию прав человека, в частности:

• ст. 3 «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»;

• ст. 4 «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах», фактически участвуя не только в преступной торговле людьми (некоторые тоталитарные секты), но и часто создавая для своих адептов действительно рабские условия;

• ст. 5 «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию»;

• ст. 12 «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь…»;

• п. 2 и 3 ст. 16 «Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих, вступающих в брак, сторон. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства»;

• ст. 17 «Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества» (нарушение этого положения является фактической целью создания большинства деструктивных сект; при этом использование психологических методов манипулирования и давления носит особо изощренный характер).

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов; используют цензуру информации, поступающей к их членам; прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации.

Таким образом, тоталитарные секты в большинстве своем нарушают

Всеобщую декларацию прав человека:

• ст. 18 «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…»;

• ст. 19 «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами…»;

• п. 2 ст. 20 «Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию», в связи с использование психологического насилия при вербовке своих членов;

• ст. 21 «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей», а также ст. 29 «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», так как допускают социальную изоляцию адептов, их исключение из общественных процессов;

• ст. 23 «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения», а также ст. 24 и 25 , жестко регламентируя поведение своих членов, используя неоплачиваемый или малооплачиваемого труд посредством психологического принуждения;

• ст. 26 «Каждый человек имеет право на образование» (нарушается рядом тоталитарных сект, практикующих фактическое лишение адептов и их детей данного права);

• ст. 27 «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

• Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (резолюция 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН):

• п. 2 ст. 1 «Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору...»;

• п. 2 ст. 5 «Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка» и п. 5 «Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию…», практикуя незаконное вовлечение несовершеннолетних в свои ряды.

Также деятельность тоталитарных сект нарушает ряд других международных актов и положений, законодательство Российской Федерации и других стран, цитирование которых не допускает объем данной Итоговой декларации.

Вышеизложенное стало причиной активной общественной и правительственной политики европейских стран и Совета Европы, направленной на защиту гражданских прав от угрозы тоталитарных сект. Осознав (особенно ясно после самоубийств и убийств последователей «Храма солнца» в 1994, 1996 и 1997 гг.), что демократическим принципам угрожает новая опасность, во многом аналогичная, по сравнению ряда немецких исследователей, с нацизмом, Европа приняла ряд мер, ограничивающих деструктивную деятельность социально опасных сект.

Помимо законодательных инициатив и конкретных мероприятий, осуществленных отдельными европейскими странами, следует упомянуть следующие постановления общеевропейских структур: Рекомендации Европейской парламентской ассамблеи № 1178 от 1992 г. «Секты и новые религиозные движения», Решения кабинета министров Совета Европы от 1994 г. и № 9220 от 19.09.2001 г., Решения Европарламента от 12.02.1996 г., принятое единогласно Решение Ассамблеи Совета Европы о создании организаций помощи жертвам деструктивных сект от 22.06.1999 г.

В связи с этим, а также в связи с более высоким уровнем информированности населения Западной Европы, эпицентр сектантской активности сместился в страны Восточной Европы. В России и ряде других восточно-европейских стран бытует ошибочный стереотип, что любая группа, называющая себя религиозной, хороша, так как «несет веру в нечто хорошее». Результатом этого стало распространение здесь куда большего, чем в странах Европейского сообщества, числа деструктивных сект.

Мы настаиваем на верности позиции Совета Европы в отношении того, что «реализация права на свободу совести не должна осуществляться за счет прав других граждан», и, в связи с вышеизложенным, обращаемся к Президенту, Федеральному собранию, Государственной думе и органам исполнительной власти РФ со следующими инициативами в рамках реализации Решения Ассамблеи Совета Европы от 22.06.1999 г., других международных актов и мер, направленных на защиту прав человека.

1. Традиционные культурообразующие конфессии, несущие огромный груз социального служения и внесшие вклад в стабильность государственно-конфессиональных отношений, были вынуждены всецело принять на себя обязанность по противодействию деятельности деструктивных культов, являющихся источником агрессии для всех граждан России. Мы считаем, что в этой работе должны активно участвовать государственные структуры, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Отдавая себе отчет в том, что любое изменение законодательства – весьма сложный, трудоемкий и долгий процесс, мы тем не менее считаем необходимым совершенствование российского законодательства и принятие правовых мер, по примеру европейских демократических стран (Франции, Бельгии и Германии), по ограничению деструктивной деятельности тоталитарных сект.

3. Обращаем внимание на крайнюю необходимость проведения органами юстиции всесторонней научной экспертизы (с учетом правовых, медицинских, психологических, социальных и религиоведческих аспектов) при регистрации и перерегистрации религиозных организаций и групп. Такую же экспертизу необходимо проводить в отношении тех религиозных и квазирелигиозных объединений, которые регистрируют свои структуры как общественные, благотворительные и/или образовательные.

4. Для квалифицированной экспертизы религиозных организаций и групп необходимо приступить к созданию в органах юстиции банка данных с использованием наработанного материала информационных центров, миссионерских структур традиционных конфессий и зарубежных организаций, а также сформировать при Министерстве юстиции экспертный совет из числа специалистов соответствующих научных сфер, сотрудников Федеральной службы безопасности, Прокуратуры, министерств внутренних дел, здравоохранения, образования и делегированных представителей традиционных религий. Формирование экспертного совета должно быть гласными; а его работа должна осуществляться на профессиональной основе.

5. В судебной практике фактически не используется ст. 239 Уголовного кодекса РФ, в связи с чем предлагаем внести в него соответствующее уточняющее дополнение. Мы считаем совершенно необходимым поставить перед органами прокуратуры, силовых ведомств и судов вопрос о соотношении юридических критериев между совершенными конкретными лицами преступлениями и причастностью к ним организаций, членами или последователями которых они являлись. Мы рекомендуем провести обобщение судебной практики по делам, связанным с религиозными организациями, группами и их членами, с учетом обстоятельств совершения преступлений. Также необходимо разработать систему показателей для такого обобщения.

6. С целью противодействия противоправной, антигосударственной и экстремистской деятельности тоталитарных сект, по примеру таких стран, как Франция, Германия, Польша и др., создать специальные структурные подразделения в Генеральной прокуратуре, Федеральной службе безопасности и Министерстве внутренних дел РФ.

7. С целью пресечения столь распространенного незаконного проникновения деструктивных культов в систему государственного образования сформировать при Министерстве образования и соответствующих региональных структурах инспекцию по контролю за незаконным воздействием на несовершеннолетних, а также принять программу профилактики негативного социально-психологического воздействия на несовершеннолетних.

8. Предлагаем поручить органам государственной власти разработку программ социальной, психологической и медицинской реабилитации пострадавших от деятельности деструктивных культов.

9. Многочисленные случаи преступлений, организованных или инициированных тоталитарными сектами и их адептами, как правило, не классифицируются правоохранительными органами в качестве таковых. Также отсутствует государственная система учета подобных преступлений, что делает неосуществимым анализ реальной ситуации в сфере преступной деятельности тоталитарных сект. В связи с этим предлагаем ввести соответствующую систему учета и классификации правонарушений со стороны тоталитарных сект и их членов в правоохранительных органах.

10. Аналогичная ситуация имеет место в сфере учета случаев негативного воздействия деструктивных культов на здоровье и психику граждан, вплоть до возникновения серьезных заболеваний и даже летального исхода. В связи с этим предлагаем в структурах здравоохранения ввести учет случаев отказа от медицинской помощи по причинам сектантской мотивации (с указанием последствий этого), причинения вреда здоровью в результате деструктивных культовых практик. Особому учету подлежат случаи психических расстройств, индуцированных пребыванием в тоталитарных сектах или их практиками.

Мы также призываем СМИ добросовестно предупреждать граждан об опасности тоталитарных деструктивных сект. Только достоверная информация является надежной защитой от обмана и психологического насилия. Мы считаем необходимым более полно освещать на страницах газет, в теле- и радиоэфире не только информацию об опасности сект, но и о применяемых ими методах психологических манипуляций и контроля сознания.

Мы надеемся на конструктивное сотрудничество в решении этой острой социальной проблемы всех заинтересованных общественных организаций.

Участники конференции благодарят за оказанное содействие в проведении конференции: аппарат полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, администрацию Новосибирской области, мэрию Новосибирска, Управления МВД, ФСБ и госнаркоконтроля по СФО и другие государственные структуры и общественные организации.

Принято единогласно участниками конференции, гражданами России, Австрии, Болгарии, Германии, Казахстана, Канады, Украины и Франции, представителями 22 епархий Русской Православной Церкви, Болгарской и Украинской Православных Церквей,

11 ноября 2004 г.


Обращение участников международной конференции
«Тоталитарные секты и демократическое государство»
к Президенту РФ, депутатам Федерального собрания, полномочным представителям Президента в федеральных округах и органам исполнительной власти Российской Федерации

Мы, собравшиеся в Новосибирске участники международной конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство», обращаемся к Президенту, депутатам Федерального Собрания, полномочным представителям Президента в федеральных округах и органам исполнительной власти Российской Федерации с просьбой обратить внимание на факт использования пропагандистами неопятидесятнических деструктивных и в значительной степени тоталитарных сект, таких, как «Слово Жизни», «Церковь “Новое поколение“», «Церковь Завета», «Живая вода», «Живая вера», «Церковь на камне», «Новая жизнь», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», «Церковь Любви Христа» и различных «церквей полного Евангелия» и прочих, имени С. В. Ряховского, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, председателя «Российского объединенного союза христиан веры евангельской» (РОСХВЕ), которого они именуют «представителем государственной власти и Президента Российской Федерации».

Мы, участники конференции, свидетельствуем, что входящие в РОСХВЕ организации (равно как и некоторые подобные организации, входящие в параллельную РОСХВЕ структуру «Российский союз христиан веры евангельской – пятидесятников») являются наиболее многочисленными и быстро растущими деструктивными сектами на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран Содружества.

Мы свидетельствуем о крайней опасности неопятидесятнических деструктивных сект, использующих в своей деятельности методы, противоречащие принципам свободы личности. Контроль сознания членов секты (в том числе с использованием методов эриксоновского гипноза); введение молящихся в трансовое состояние, зачастую заканчивающееся массовой истерией; использование обмана, в частности конфессиональной анонимности и псевдонимности; пропаганда так называемого учения о теократии, утверждающего неограниченную власть пастора, вот только некоторые аспекты деятельности неопятидесятников, которые ставят их организации в один ряд с наиболее опасными деструктивными сектами.

Инициируя судебные процессы против журналистов, священнослужителей и рядовых граждан, лидеры неопятидесятнических сект стремятся подавить всякую критику, звучащую в их адрес.

Считаем, что в тех случаях, когда представители сектантского неопятидесятнического движения пытаются использовать авторитет Президентского совета, они тем самым компрометируют государственную власть Российской Федерации в глазах общественности, возмущенной деятельностью тоталитарных сект.

Принято единогласно участниками конференции, гражданами России, Казахстана и Украины, представителями 22 епархий Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви,

11 ноября 2004 г. Новосибирск


Обращение участников международной конференции
«Тоталитарные секты и демократическое государство»
к органам государственной власти в регионах Российской Федерации и стран Содружества независимых государств

Участники международной конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» обращаются к представителям органов государственной власти в регионах Российской Федерации и стран Содружества и просят обратить пристальное внимание на проблему предоставления земельных участков и архитектурных строений от имени структур исполнительной власти (в лице администраций областей, земельных комитетов, Министерства образования в лице руководителей отдельных учебных заведений, Министерства культуры в лице руководителей учреждений культуры, Министерства по делам молодежи, спорта и туризма в лице руководителей спортивных учреждений) в арендное и иное пользование для нужд организаций, относящихся к тоталитарным сектам (или обладающих значительными признаками таковых).

Факты предоставления помещений и земельных участков в арендное и иное пользование для нужд тоталитарных деструктивных сект способствуют распространению и активизации деятельности этих организаций, зачастую нарушающих принцип свободы личности, разрушающих семьи и национальную культуру, подрывающих основы национальной безопасности и государственной целостности.

Участники конференции выступают со следующей рекомендацией:

в процессе предоставления земельных участков и архитектурных строений в арендное и иное пользование для нужд организаций, зарекомендовавших себя в качестве тоталитарных деструктивных сект, представители государственной власти должны основываться на принципе пропорциональности: принимать во внимание численность проживающих на данной территории членов религиозной организации-просительницы и граждан, исповедующих традиционные для данного региона религии. людей, принадлежащих к религиозной организации-просительнице, и людей, исповедующих традиционные для данного региона религии. Важно также учитывать общественное мнение и необходимость сохранения традиционного архитектурного облика населенных пунктов

Участники конференции рекомендуют использовать опыт Новосибирской области, где для оптимального решения данной проблемы созданы комитеты по обсуждению правомочности предоставления земельных участков и архитектурных зданий религиозным организациям, в которые вошли представители традиционных для России религий.

Принято единогласно участниками конференции, гражданами России, Казахстана и Украины, представителями 22 епархий Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви,

11 ноября 2004 г. Новосибирск

Справочник: Религии и секты современной России
Документы и материалы собранные центром.
Подборка видео сюжетов.

Hosted by uCoz